Легкий танк Т-26
СССР-1931
15 июля 1929 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О состоянии обороны СССР», выполняя которое советские конструкторы приступили к разработке дешевого в производстве и простого в обслуживании основного танка общевойсковых соединений, предназначенного для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Первым отечественным танком этого класса был Т-18 (известный также как МС-1), выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Несколько позже появились Т-19 и Т-20, которые и должны были стать в ближайшем будущем основными танками Красной Армии. Однако серьезные проблемы с доводкой этих машин, прежде всего из-за отсутствия подходящего двигателя, привели к тому, что бьло принято решение взять в качестве образца английский легкий танк «Виккерс 6-тонный» («Виккерс-Е»).28 мая 1929 года закупочная комиссия, возглавляемая начальником Управления механизации и моторизации РККА И. А. Халепским, подписала с фирмой «Виккерс» контракт на поставку 15 танков в двухбашенном исполнении. Первые английские машины, доставленные осенью 1930 года в СССР, послужили основой для постройки модернизированного варианта, получившего обозначение ТММ-1, с несколько измененной из-за установки нового двигателя конструкцией корпуса. Он был вооружен двумя пулеметами «Виккерс» с водяным охлаждением в двух башнях и одним ДТ в корпусе. Из-за этого экипаж ТММ-1 увеличился до четырех человек. Боевая масса опытной машины возросла л о 8 т, толщина брони достигала 13 мм, а скорость — 30 км/ч. Всего было изготовлено около десятка таких машин.Вскоре на свет появился образец ТММ-2, на котором в одной из башенустановили 37-мм орудие. Боевая масса, по сравнению с ТММ-1, несколько уменьшилась, экипаж составил три человека, а двигатель, скорость и бронирование остались теми же, что и на ТММ-1. Правда, в ходе испытаний ни один из ТММ военных не удовлетворил, и в результате в серию пошел «Виккерс-Е» с незначительными изменениями. Поскольку в целях экономии средств у англичан была приобретена только лицензия на производство, то технологию пришлось разрабатывать самостоятельно. Интересно, что все работы по выбору варианта для серийного производства велись уже после принятия на вооружение РККА нового легкого танка, которому было присвоено обозначение Т-26. Приказ Реввоенсовета СССР об этом был издан еще 13 февраля 1931 года на основании одного лишь доклада И. А. Халепского.Производить Т-26 было поручено заводу «Большевик» с привлечением специалистов и мощностей завода «Красный путиловец», а все дальнейшие работы по модернизации машины велись конструкторским коллективом во главе с С. А Гинзбургом. Выпуск серийных танков начался осенью 1931 года, и уже 7 ноября первые 15 машин приняли участие в военном параде. Так начиналась история самого массового предвоенного танка РККА.Танкам Т-26 отводилось широкое поле деятельности: они предназначались для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений, дальней поддержки в составе моторизованных соединений, а также для выполнения самостоятельных тактических и оперативных задач. Конструкция танка была проста, он отличался легкостью в управлении и неприхотливостью. Компоновочная схема была классической: впереди — отделение управления, затем — боевое и в корме — моторно-трансмис-сионное.За все время производства свет увидели примерно 53 модификации машин различного назначения на базе Т-26, из них 23 находились в серийном производстве, которое началось с выпуска двухбашенного танка с пулеметным вооружением. Позднее на части двухбашенных машин в правую башню устанавливались 37-мм пушка «Гочкис» или Б-3. В ходе дальнейшей модернизации в конструкцию танка с целью повышения его тактических характеристик были внесены значительные изменения, наиболее существенными из которых явились: запуск в серию в 1933 году однобашенного танка, вооруженного 45-мм танковой пушкой образца 1932 года; замена в 1938 году цилиндрической башни на коническую и введение в том же году телескопического прицела ТОС со стабилизацией линии прицеливания по вертикали; усиление броневой защиты за счет установки дополнительной, выполненной в виде экранов, брони в период войны с Финляндией.
Легкий танк Т-26. Модификации и боевоеприменее
Первые серийные Т-26 были двухбашенными и по своей конструкции практически не отличались от английских прототипов, если не считать несколько иной формы передней части корпуса, вооружения, установки отечественного двигателя и увеличения толщины брони с 13 до 15 мм. На подбашенной коробке с вертикально расположенным лобовым листом размещались две одноместные вооруженные пулеметами ДТ башни цилиндрической формы с углами поворота 240°, причем в переднем и заднем секторах (по 100°) обе башни могли вести огонь одновременно. Такое размещение вооружения, по замыслу английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы, но из-за малого диаметра башенного погона затрудняло установку пушечного вооружения и не позволяло использовать всю огневую мощь на один борт.С 1932 года в правой башне стали размещать 37-мм пушку «Гочкис» или пушку Б-3 того же калибра конструкции П. Н. Сячинтова. Боевая масса танка возросла на 200 кг, остальные характеристики остались прежними. И хотя, как быстро выяснилось, башни зачастую мешали друг другу, до августа 1933 года было выпущено более 1600 двухбашенных танков Т-26.В 1933 году появилась новая модификация Т-26 с одной цилиндрической башней, немного смещенной к левому борту и вооруженной 45-мм танковой пушкой образца 1932 года и спаренным с нею пулеметом ДТ. Компоновка танка, двигатель, трансмиссия и ходовая часть практически не изменились, лишь масса машины увеличилась до 9,4 т, а ее высота возросла на 11 см. Танки командиров рот стали оснащаться радиостанцией с поручневой антенной на башне, но вскоре ее заменили штыревой: опыт боев в Испании и на озере Хасан показал, что противник в первую очередь сосредоточивает огонь по командирским машинам, хорошо различимым издалека по антенне. Типичной деталью внешнего вида этих танков была установка над пушкой двух фар-прожекторов, облегчавших ведение огня в ночных условиях. Всего было выпущено около 5000 модификаций Т-26 образца 1933 года.В 1934-1935 годах было выпущено 65 так называемых артиллерийских танков Т-26А (Т-26-4) с 76-мм пушкой КТ-26. Машины этого типа должны были следовать за линейными танками и огнем своих более мощных орудий подавлять те цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. С 1935 года бронелист корпуса и башни Т-26 стали соединяться при помощи электросварки (вместо прежних заклепок), боекомплект пушки был уменьшен до 122 выстрелов (82 — у танков с радиостанцией), зато увеличилась емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т. На танках выпуска 1936 года в кормовой нише башни начали устанавливать пулемет, боекомплект сократили до 102 снарядов, кроме того, незначительные изменения были внесены в ходовую часть. В 1937 году на крыше башни появился зенитный пулемет, а возросший до 9,75 т вес заставил форсировать двигатель — до 95 л. с. Наконец-то танк стал оснащаться внутренним переговорным устройством.Т-26 образца 1937 года получили обладающие несколько лучшей бронестой-костью башни новой конической формы – модернизированной 45-мм пушкой образца 1934 года. Масса машины снова выросла и перевалила за 10 т. Начиная с 1938 года на танки стали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки :- вертикальной плоскости.Через год появилась очередная модификация танка — Т-26 образца 1939 года. Она отличалась наклонным расположием бронеплит подбашенной части корпуса, улучшенными жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью — опыт боев в Испании) и отсутствием пулемета в задней части башни (вместо него там разместили дополнительный боезапас). До конца 1939 года было выпущено блее 1300 машин с конической башней. Наконец, в 1940 году была произведена последняя модернизация конструкции танка Т-26. Около 100 Т-26Э, как их тогда называли, в ходе советско-финской войны срочно оснастили навесными бронеэкранами, в результате чего толщина нижней лобовой части корпуса и передней стенки башни достигла 60 мм, что в свою очередь привело к явному перетяжелению танков .Выпуск Т-26 прекратился в декабре 1940 года. Однако в июле-августе 1941 года в Ленинграде из имевшегося неиспользованного задела было достроено около сотни машин, которые пришлись весьма кстати при обороне города. Всего же почти за десять лет было выпущено более 11 000 танков Т-26 двадцати трех модификаций (по их числу с Т-26 не сравнится никакой другой), включая огнеметные и саперные. До конца 30-х годов Т-26 вместе с машинами серии БТ оставался основным танком Красной Армии. Он «выжил» даже во времена увлечения колесно-гусеничными машинами, и именно на нем были опробованы многие конструктивные решения, получившие впоследствии самостоятельную жизнь и ставшие классическими. Т-26 послужил основой для создания самых различных образцов бронетанковой техники, включая большую гамму тягачей, бронетранспортеров для перевозки пехоты, боеприпасов и горючего, самоходных артиллерийских установок, танков-тральщиков, установщиков минных полей, танков подводного хождения и многих других. Являясь самым массовым предвоенным танком РККА, Т-26, естественно, активно применялся во всех боевых действиях того времени: на реке Хал-хин-Гол и у озера Хасан, во время похода в Западную Украину и Белоруссию, в сражениях зимней войны с Финляндией и начального этапа Великой Отечественной. Кроме того, они воевали в Испании (1936-1939 годы) и в Китае (1937-1938 годы). Но если во время гражданской войны в Испании эти танки проявили себя неплохо, то в дальнейшем снискать лавры им не удалось. Сказалась слабость бронирования, усилить которое без каких-либо серьезных переделок, только за счет толщины, не позволяли шасси (ходовую часть рассчитывали на вес в 6 т и впоследствии не модернизировали) и недостаточная надежность. Да и вообще, время легких танков как основных боевых машин прошло. Они просто не могли достойно противостоять появившимся на поле боя более современным средним танкам. Тем не менее некоторое количество трофейных Т-26, не от хорошей, понятно, жизни, использовалось в немецкой и финской армиях.
Технические данные танка Т-26 |
||
Т-26 образца 1931 года |
Т-26 образца 1939 года | |
Боевая масса | 8,2 т | 10,25 т |
Экипаж | 3 человека | 3 человека |
Габаритные размеры |
||
Длина |
4620 мм | 4620 мм |
Ширина | 2440 мм | 2450 мм |
Высота | 2190 мм | 2330 мм |
Броня |
||
Лоб корпуса | 15 мм | 15 мм |
Борт, корма | 15 мм | 15 мм |
корма | 30 мм | 30 мм |
Крыша | 10 мм | 10 мм |
днище | 6 мм | 6 мм |
Вооружение | 2х7,62-мм пулемета; . с 1932 года 37-мм пушка «Гочкис» или 37-мм
пушка Б-3, |
45-мм пушка 20К образца 1934-1938 годов, 2х7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | 6489 патронов | 205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией — 165 и 3087 соответственно) |
двигатель | Т-26 карбюраторный, мощность 90 л. с. | Т-26 карбюраторный, мощность 90 л. с. |
Удельное давление на грунт |
0,76 кг/см2 |
0,80 кг/см2 |
Скорость по шоссе |
30 км |
30 км |
Запас хода по шоссе | 120 км | 240 км |
Видео-материал по теме