Легкий танк БТ-7
СССР • 1935
В январе 1933 года, еще до завершения работы над документацией на БТ-5, специалисты КБ Харьковского паровозостроительного завода (завод № 37) получили задание на разработку нового танка, в котором требовалось устранить все выявленные недостатки предшественников. В соответствии с тактико-техническими условиями на новую машину предполагалось установить двигатель М-17, более надежный, чем вызывавший массу нареканий применявшийся ранее М-5, и новую башню с 76-мм пушкой. Кроме того, планировалось разработать новый полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью с места механика-водителя, а также увеличить емкость топливных баков. В результате на свет должен был появиться своего рода ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия. В начале 1934 года вся техническая документация была готова и передана в производство. Тогда же новый танк получил обозначение БТ-7. Первый образец, по сложившейся советской традиции, был изготовлен к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября.
Характерными особенностями прототипов нового танка было наличие курсового пулемета, установленного справа от механика-водителя, и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей, допускавшей установку (без внесения существенных изменений) любой из существовавших тогда танковых пушек калибра как 76, так и 45 мм. Летом и осенью 1934 года опытные образцы прошли обширную программу испытаний, по результатам которых курсовой пулемет для машины с экипажем из трех человек признали ненужным, а башню забраковали из-за раздельной установки пушки и пулемета. Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным броне корпусом и башней от танка БТ-5, технологически уже отработанной. Но от идеи колесно-гусеничной машины с более мощной 7б-мм пушкой не отказались, и Главное автобронетанковое управление поручило конструкторам завода проработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26.
Корпус серийного танка БТ-7 образца 1935 года представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортами (между ними размещались узлы подвески), суженной и, в отличие от БТ-5, закругленной носовой частью и трапециевидной кормой. Ходовая часть, как и на предшественниках, состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемой — передняя.
В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась 45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков дополнительно устанавливались кормовые и зенитные пулеметы, а также радиостанции с первоначально поручневыми, а затем штыревыми антеннами. Экипаж, как и на БТ-5, состоял из трех человек: командира (по совместительству наводчика), заряжающего и механика-водителя.
Танки БТ-7 предназначались для оснащения танковых бригад создававшихся в то время танковых корпусов, а также отдельных танковых бригад и должны были стать основным инструментом развития прорывов в глубину обороны противника—в соответствии с популярной в Советском Союзе в 30-е годы концепцией глубокой наступательной операции.
Эксплуатация машины в войсках выявила целый ряд недостатков, отдельные из которых устранялись в процессе производства, но некоторые, характерные для колесно-гусеничных танков в целом, были неустранимы. Так, резиновые бандажи при движении на колесах по шоссе с твердым покрытием начинали разрушаться уже после 100 км пробега, а забронированный объем из-за двойного борта был слишком мал. К числу неустранимых недостатков можно отнести и сложность привода колесного хода, который к тому же при движении на гусеницах становился бесполезным грузом. Вдобавок ко всему в ходе испытании на полигонах выяснилось, что переход с гусениц на колеса и обратно занимает гораздо больше времени, чем предполагалось.
По-прежнему вызывала нарекания надежность авиационных двигателей, отработавших летный ресурс и установленных на танки после капитального ремонта, хотя в целом моторы М-17Т были все-таки получше устанавливавшихся на БТ-5 моторов М-5. Карбюраторный мотор был, к тому же, слишком «прожорлив» — но такова была плата за высокую мощность и, как следствие, превосходные динамические качества танка.
Стремление устранить выявленные недостатки заставляло конструкторов постоянно совершенствовать танк БТ-7 и создавать его новые модификации, о которых речь пойдет ниже.
Легкий танк БТ-7. Модификации и боевое применение
В 1937 году начался выпуск танков БТ-7 с конической башней. Вооружение боевой машины осталось прежним, но боезапас был увеличен и достиг внушительной цифры — 188 артвыстрелов. На всех линейных танках в кормовой нише устанавливался пулемет ДТ. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного с нею пулемета ночью танк оборудовался двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки. Впоследствии такие фары были установлены и на танки более ранних выпусков. Некоторые изменения были внесены в трансмиссию и ходовую часть, кроме того, толщина лобовой брони танка БТ-7 достигла 22 мм, а боевая масса возросла почти до 14 т. Одновременно с основной модификацией в период с 1936 года по 1938 год было построено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней от танка Т-26-4, в которой устанавливались короткоствольная 7б-мм пушка КТ-26 и два пулемета ДТ один — в шаровой установке справа от пушки, второй — в кормовой нише. Еще один зенитный пулемет устанавливался на крыше башни. Боекомплект состоял из 50 выстрелов (на танках с радиостанцией — 40) и 3339 патронов. Установка новой башни, естественно, потребовала внесения в конструкцию корпуса ряда изменений.
Но самым существенным новшеством, примененным в процессе модернизации БТ-7, смело можно назвать установку на него дизельного двигателя В-2, не имевшего аналогов в мире. Так на свет появилась дизельная модификация БТ-7М, внешне почти не отличимая от базового танка. В декабре 1939 года новая машина была запущена в серию. Высокая экономичность дизеля позволила не только увеличить запас хода, но и сократить возимый запас топлива, отказавшись от уязвимых дополнительных баков на надгусеничных полках. Танки БТ-7М выпускались до конца 1940 года (некоторое время — параллельно с Т-34). Всего же с 1935 года по 1940 год был изготовлен 4881 танк БТ-7 и БТ-7А, плюс 706 – БТ-7М.
На базе БТ-7 был создан ряд интересных опытных конструкций: БТ-7-ИС с приводом колесного хода на три пары опорных катков, что позволило существенно повысить проходимость танка при движении на колесах; БТ-СВ-2 «Черепаха» с новой оригинальной формой корпуса и башни; командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни; огнеметный ОТ-7 и химический ХБТ-7, предназначенные как для огнеметания, так и заражения местности отравляющими веществами, дегазации, постановки дымовой завесы; радиоуправляемые танки ТТБТ-7 и ТУБТ-7. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д.
Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад, причем последняя совершила почти 500-километровый марш-бросок к месту боевых действий на колесном ходу. В целом танки получили положительные отзывы, но вместе с тем был отмечен и ряд изъянов, как-то: сложность в управлении, требовавшая высокого уровня подготовки механиков и водителей, слабая броневая защита и неудовлетворительная оснащенность средствами связи. Все эти недостатки весьма остро проявились во время польской кампании в сентябре 1939 года и войны с Финляндией, но тогда, в силу огромного количественного превосходства над силами противника, их последствия не были катастрофическими.
Тем не менее следует отметить, что для своего времени БТ-7 был выдающимся танком, не имевшим себе равных по маневренным и динамическим качествам. Он стал подлинным символом бронетанковых войск Красной Армии в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени вписывался в концепцию принятой тогда военной доктрины.
По-настоящему тяжелые испытания выпали на долю танков БТ-7 сразу же после начала Великой Отечественной войны, когда им пришлось столкнуться с сильным противником. Сразу же оговоримся, что широко распространенное мнение о том, будто к 1941 году БТ-7 устарели и поэтому не могли на равных соперничать с немецкими танками, не соответствует действительности. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить характеристики БТ-7 с приводимыми в данной книге характеристиками противостоявших ему на начальном этапе войны танков противника. Советская машина абсолютно по всем параметрам превосходила немецкие PzKpfw I и PzKpfw II, составлявшие, кстати, около трети танкового парка вермахта на момент нападения на Советский Союз. Превосходство же PzKpfw III и PzKpfw IV над БТ-7 в уровне бронезащиты и вооружения при умелом использовании могло быть компенсировано абсолютным превосходством советского танка в скорости и маневренности. БТ-7 принимали участие в битвах за Москву и Сталинград, сражались на Северном Кавказе. Их количество из-за высоких потерь быстро уменьшалось, тем не менее в 1943 году они все еще использовались на Ленинградском фронте, а в 1944 даже принимали участие в боях по снятию блокады. Большое число БТ-7 на протяжении всей войны использовалось в тыловых учебных подразделениях. Последний раз танки пошли в бой против японской Квантунской армии в августе 1945 года. Здесь им предоставилась неплохая возможность проявить все свои достоинства — ввиду очевидной слабости японских бронетанковых войск А заключительным аккордом многолетней боевой службы БТ-7 стал парад, устроенный в Харбине по случаю победы.
Технические данные танка БТ-7
|
||
БТ-7 образца 1935 года |
БТ-7М | |
Боевая масса | 13 т | 14,65 т |
Экипаж | 3 человека | 3 человека |
Габаритные размеры | ||
Длина |
5660 мм | 5660 мм |
Ширина | 2230 мм | 2290 мм |
Высота | 2420 мм | 2420 мм |
Броня |
||
Лоб корпус | 1 3 мм | 20 мм |
Борт корма | 13 мм | 13 мм |
башня | 15 мм | 15 мм |
крыша | 10 мм | 10 мм |
днище | 6 мм | 45-мм |
Вооружение |
||
24-мм
пушка 20К образца 1934 года, 2х7,62-мм пулемета ДТ 172 выстрела
|
45-мм
пушка 20К образца 1934 года, 2х7,62-мм пулемета ДТ .188 выстрелов,
|
|
Боекомплект | (132 выстрела для танка с радиостанцией), 2394 патрона | 188 выстрелов 2394 патрона |
двигатель | М-171,
карбюраторный, мощность 400 л. с.
|
В-2,
дизельный, мощность 500 л. с.
|
Удельное давление на грунт |
||
0,78 кг/см2 | 0,90 кг/см2 | |
Скорость по шоссе |
||
На колесах | 73 км/ч | 86 км/ч |
На гусеницах | 53 км/ч | 62 км/ч |
Запас хода по шоссе |
||
На колесах | 500 км | 700 км |
На гусеницах | 375 км | .600 км |
Преодолеваемые препятствия |
||
Ширина рва | нет данных |
2,5 м |
Глубина брода | 1,2м | нет данных |
Высота стенки | нет данных | 0,75 м |