Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100

Легкий танк БТ-5


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Loading ... Loading ...
Оставить комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

СССР • 1933

Во второй половине 1933 года на смену первому советскому колесно-гусеничному танку БТ-2 пришел новый вариант — БТ-5. Это, по сути, был все тот же БТ-2, но с совершенно новой двухместной (вместо одноместной) башней, в которой устанавливалась спаренная с пулеметом 45-мм пушка. Корпус танка подвергся самым незначительным изменениям, а бронирование осталось таким же. Некоторое увеличение веса произошло в результате установки в башне новой пушки больших размеров, но это не повлекло за собой сколь-либо заметного снижения динамических характеристик — сказался большой запас мощности двигателя.

На танках БТ-5 устанавливались два типа башен — сварная с большой нишей или клепаная с малой. Последних было выпущено немного (всего 230), причем часть из них была установлена на Т-26. Командирские танки оснащались радиостанцией с поручневой антенной, но после того как уже первый опыт боевого применения показал, что хорошо заметная антенна привлекает к командирской машине повышенное внимание противника и соответственно вызывает на себя более интенсивный огонь, ее заменили менее заметной штыревой. Конструкция ходовой части осталась такой же, как и на танке БТ-2. В связи с этим следует отметить, что, поскольку при движении на колесах у танков БТ ведущей являлась только одна задняя пара опорных катков, на которую приходилось около 1/3 веса танка, тяговые характеристики машины в таком случае были гораздо ниже, чем при движении на гусеницах. На мягком грунте ведущие колеса буксовали, а так как число дорог с твердым покрытием было невелико, возможности использования колесного хода весьма ограничивались. Главное достоин-ствво всех танков БТ заключалось не в том, что они были колесно-гусеничными (напротив, это обстоятельство являлось причиной большинства недостатков), а в том, что при движении на гусеницах в силу своей высокой энерговооруженности они обладали превосходными динамическими качествами. Боевое крещение БТ-5 получили в Испании в годы гражданской войны, где в сражениях с войсками националистов они проявили себя в целом весьма неплохо, что и неудивительно, ведь практически по всем параметрам они значительно превосходили танки противника. Но тогда же прозвучал и первый тревожный звонок. Оказалось, что появившиеся к этому времени противотанковые средства чрезвычайно опасны для легких боевых машин, обеспечивающих экипажу защиту лишь от огня стрелкового оружия. Потери оказались гораздо выше ожидаемых. Небольшое количество трофейных машин использовалось войсками генерала Франко. Вопреки существующему мнению, танки БТ-5, так же как и БТ-2, в вооруженном конфликте у озера Хасан летом 1938 года не участвовали. Зато годом позже они уже сражались против японцев у реки Халхин-Гол, где также неплохо проявили себя. Затем этим танкам пришлось выдержать гораздо более тяжелое испытание боями советско-финской войны и начального этапа Великой Отечественной. Трофейные БТ-5 активно использовались финнами. На базе танка БТ-5 было создано большое количество экспериментальных машин: мостоукладчиков, танков подводного хождения, плавающих танков, телетанков (радиоуправляемых), химических танков (огнеметных), танков с дизельным двигателем и т. д. Всего же за период с 1933 по 1934 год было выпущено 1884 танка БТ-5.

Технические данные танка БТ-5

Боевая масса 11,5 т
Экипаж 3 человека

Габаритные размеры

длина 5500 мм
ширина 2230 мм
высота 2250 мм
клиренс 350 мм

Броня

лоб, корпуса 13 мм
борт, корпуса 13 мм
башня 13 мм
крыша, корма 10 мм
днище 6 мм
Вооружение 45-мм пушка образца 1932 года, 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект 115 выстрелов (75 выстрелов на танке с радиостанцией), 2709 патронов
Двигатель М-5-400, мощность 400 л. с.

Скорость по шоссе

на колесах 72 км/ч
на гусеницах 52 км/ч

Запас хода по шоссе

на колесах 200 км
на гусеницах 150 км

Удельное давление на грунт

на колесах 5,65 кг/см2
на гусеницах 0,65 кг/см2

Преодолеваемые препятствия

подъем 37°
крен 30-35°
ширина рва 2,0 м
глубина брода 0,9 м
высота стенки 0,55 м

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика