Легкий танк БТ-2
СССР •1931
Идея создания боевой бронированной машины с комбинированным двигателем, соединяющей в себе скорость автомобиля при движении по дорогам с проходимостью классического гусеничного танка на пересеченной местности, родилась в 20-х годах. Этой проблемой всерьез занимались во многих странах — в Англии и Франции, Швеции и Чехословакии. Использовались самые различные решения, сводившиеся в принципе к попыткам установить на танк и колеса автомобильного типа, и гусеницы, но во всех случаях конструкция получалась слишком сложной и громоздкой. По принципиально иному пути пошел американский конструктор Уолтер Кристи, решивший увеличить опорные катки танка до размеров автомобильных колес, а гусеницы сделать съемными. Крутящий момент с двигателя передавался на заднюю пару катков, а передняя пара, как и у автомобиля, была управляемой. Когда в конце 20-х годов в СССР было принято решение о принятии на вооружение бронетанковых войск нового поколения танков, разработчики проанализировали большое число конструктивных идей, в том числе и концепцию Кристи. Его революционная для своего времени подвеска на родине особым успехом не пользовалась, но советские специалисты сумели разглядеть ее достоинства и не малый потенциал. В 1930 году закупочная комиссия Управления механизации и моторизации РККА приобрела два экземпляра танка Кристи без башен и вооружения.
После установки на несколько усовершенствованное шасси американского танка специально разработанной башни с вооружением новый танк под обозначением БТ-2 («быстроходный танк — второй») в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию. 7 ноября первые три машины были показаны на параде в Харькове (а не в Москве, как это принято считать), и в 1932 году серийные танки начали поступать в войска. Всего до 1933 года было построено 623 машины БТ-2, которые положили начало серии самых известных советских танков 30-х годов.В целом БТ-2 был неплохим для своего времени танком с превосходными динамическими характеристиками, которые обеспечивались авиационным двигателем беспрецедентной для легких танков мощности, но в процессе эксплуатации выявились такие существенные недостатки конструкции, как слабое вооружение и бронирование, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение. Много проблем доставлял двигатель — капризный, сложный в эксплуатации и пожароопасный, а также топливная и воздухозаборная система. По большому счету, танки БТ-2 стоит рассматривать не как полноценные боевые машины, а, скорее, как опытные и учебные. В процессе эксплуатации на них старались довести до ума различные узлы и агрегаты, отработать конструктивные решения на будущее и, конечно же, подготовить личный состав. Тем не менее танкам БТ-2 довелось и повоевать: они принимали участие в походе в Западную Белоруссию и Украину в 1939 году и боях начального периода Великой Отечественной войны.
-
Технические данные танка БТ-2
Боевая масса 11,3 т Экипаж 2 человека Габаритные размеры
длина 5350 мм ширина 2230 мм высота 2160 мм Броня
лоб, корпуса 13 мм борт и башня 13 мм корма и крыша 10 мм днише 6 мм Вооружение 37-мм пушка образца 1930 года, 7,62-мм пулемет AT Боекомплект 92 выстрела, 2709 патронов
Двигатель «Либерти» (М-5-400), мощность 400 л. с..
Скорость по шоссе
на колесах 72 км/ч на гусеницах 52 км/ч Запас хода по шоссе
на колесах 200 км на гусеницах 120 км Преодолеваемые препятствия
подъем 42° ширина рва 2,0 м глубина брода 0,9 м высота стенки 0,55 м