Легкий танк «Русский Рено»
СССР • 1920
К концу первой мировой войны танки, наглядно продемонстрировав свои недюжинные возможности, прочно заняли достойное место на поле боя. В 1918 году они появились и на территории России — в составе армий Белого движения и войск интервентов. Отсутствие подобной боевой техники в Красной Армии (количество трофейных машин было очень невелико) ощущалось достаточно остро, и оттого решение о создании собственного танка выглядело абсолютно обоснованным. Разработать свою конструкцию в условиях страшной разрухи было нереально, поэтому в качестве прототипа для первого советского серийного танка был выбран легкий французский «Рено» FT-17 — лучший и к тому же наиболее простой танк того времени, захваченный красноармейцами в бою с войсками генерала Деникина на Украине в марте 1919 года. Машину отправили в Москву в качестве подарка В. И. Ленину, который и дал указание организовать производство аналогичной советской техники.Осенью 1919 года разобранный и не полностью комплектный трофейный танк «Рено» FT-17 был отправлен на завод «Красное Сормово». Специалисты из технического бюро за сравнительно короткое время, с сентября по декабрь 1919 года, разработали чертежи новой машины. Слово «новой» здесь не является преувеличением, поскольку многие, зачастую очень важные узлы и агрегаты, например коробка передач, были утеряны и их пришлось проектировать и изготавливать самостоятельно. Ввиду сложности задачи и отсутствия необходимого опыта сормовичам пришлось «скооперироваться» с рядом других предприятий страны. Так, Ижорский завод поставлял броневые листы, а московский автомобильный завод АМО — двигатели. Тем не менее, несмотря на все многочисленные трудности, уже через восемь месяцев с момента прибытия трофейной боевой машины на за-зод, а точнее 31 августа 1920 года, первый советский танк под названием Борец за свободу товарищ Ленин» покинул сборочный цех и в период с 13 по 21 ноября успешно прошел испытания.Поскольку советская машина была очень близка к прототипу и отличалась от него лишь двигателем и формой башни, то останавливаться на ее конструкции мы не станем. Отметим лишь, что в целом по своим тактико-техническим характеристикам танк «Русский Рено», более известный по имени головной машины серии как «Борец за свободу товарищ Ленин», не уступал прототипу, а по таким параметрам, как максимальная скорость, запас хода и бронирование борта, даже превосходил его.В 1921 году вслед за головной машиной было изготовлено еще 14 танков этого типа, отдельные из которых получили собственные имена: «Парижская Коммуна», «Пролетарий», «Буря», «Победа», «Красный Борец», «Илья Муромец».Служба «Русских Рено» в войсках, вопреки существующему мнению, героическими примерами не изобиловала, поскольку ни в каких боевых действиях гражданской войны они участия принять не успели. Имеется лишь скудная информация о том, что весной 1922 года два танка предполагалось использовать при подавлении крестьянского восстания, но из-за начавшейся распутицы (а проходимость «Русского Рено» оставляла желать лучшего) сделать этого не удалось.Начиная с 1924 года первые советские танки стали постепенно выходить из строя, из-за чего в конце 1926 года их пришлось подвергнуть ремонту с использованием деталей, снятых с уже списанных французских «Рено». Восстановленные таким образом машины продолжили свою службу в Московском и Ленинградском военных округах до весны 1930 года, когда вместе со своими французскими «коллегами» по приказу Реввоенсовета были выведены из состава линейных частей и отправлены на хранение.
-
Технические данные танка «РУССКИЙ РЕНО»
Боевая масса 7 т Экипаж 2 человека Броня
лоб корпуса 16 мм борт 8 мм башня 22 мм Вооружение 37-мм пушка или 18-мм пулемет Боекомплект 250 снарядов Двигатель АМО, карбюраторный, мощность 34 л. с. Скорость по шоссе 8,5 км/ч Запас хода по шоссе 60 км Преодолеваемые препятствия
подъем до 38° ширина рва 1,8 м высота стенки 0,6 м глубина брода 0,7 м Видео-материал по теме