









СССР • 1942
До Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии самоходной артиллерии практически не было. Появившиеся в 30-е годы образцы САУ остались опытными и в войска не поступали, да и роль их в будущей войне, к сожалению, командованием недооценивалась. Поэтому, когда в ходе тяжелых оборонительных сражений отсутствие самоходной артиллерии проявилось со всей остротой, к разработке и производству самоходок приступать пришлось в спешке и крайне неблагоприятных условиях. Неудивительно, что первые, зачастую импровизированные, попытки создания самоходных орудий самых необходимых средних калибров (57-76 мм) оказались неудачными. К тому же проблемы, связанные с эвакуацией танкостроительных заводов на Восток, и вызванный этим обстоятельством острый дефицит танков просто не позволяли задействовать производственные мощности для выпуска САУ. Лишь весной 1942 года, после улучшения ситуации с производством танков, задача разработки и массового выпуска самоходной артиллерии вновь была поставлена на повестку дня. Предусматривалось создание нескольких типов САУ в зависимости от вооружения) на базе легких, средних и тяжелых танков, а также самоходной зенитной установки.
Учитывая чрезвычайную важность проблемы, ГКО поручил создать новую ~ 6-мм самоходную установку уже к 1 декабря 1942 года. За основу была взята ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного промышленностью. Боевое отделение располагалось сзади, а силовая установка состояла из двух работающих параллельно автомобильных двигателей ГАЗ-202, уже устанавливавшихся на Т-60.
Разработанная в сжатые сроки самоходная установка бьла построена осенью 1942 года, и 9 декабря начались ее испытания. Из-за их непродолжительности существенных поломок отмечено не было, и самоходку, получившую обозначение СУ-76, приняли на вооружение. С января 1943 года началось серийное производство, и уже в конце месяца два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 были отправлены на Волховский фронт. В боевых условиях очень остро проявились существенные дефекты «спарки» двигателей, из-за которых в марте 1943 года, после выпуска примерно 170 САУ, производство СУ-76 пришлось приостановить, а машину срочно доработать под установку силового агрегата от легкого танка Т-70. Кроме того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета, и упростили трансмиссию. В июле новые САУ, получившие обозначение СУ-76М, уже сражались на Курской дуге.
При правильном и умелом использовании СУ-76М хорошо показали себя как в обороне при отражении атак вражеской пехоты, так и в наступлении — при подавлении огневых точек противника и в борьбе с контратакующими танками. Но особенно эффективны они были в уличных боях, где другим, более мощным артустановкам было сложно маневрировать и действовать. Немаловажным обстоятельством явилось и то, что САУ оказалась простой и дешевой в производстве, а для ее изготовления требовалась база не среднего, столь нужного фронту танка, а легкого, уже снятого с производства. Неудивительно, что до конца войны было построено около 14 300 самоходок СУ-76М, что составило почти 60% от общего числа всех выпущенных в СССР за годы Великой Отечественной войны САУ.
Технические данные танка САУ СУ-76 |
|
Боевая масса | 11,5 т |
Экипаж | 4 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 5100 мм |
ширина | 2730 мм |
высота | 2300 мм |
клиренс | 310 мм |
Броня |
|
лоб | 26-35 мм |
Борт корма | 16 мм |
рубка | 16-35 мм |
Вооружение | 76,2-мм пушка ЗИС-ЗШ |
Боекомплект | 62 выстрела |
Двигатель | ГАЗ-202, карбюраторный, два мощностью по 70 л. с. |
Максимальная скорость по шоссе | 45 км/ч |
Запас хода по шоссе | 230 км |
Удельное давление на грунт | 0,57 кг/см2 |
Преодолеваемые препятствия |
|
подъем | 25° |
ширина рва | 2,0 м |
высота стенки | 0,67 м |
глубина брода | 0,41 м |