









СССР» 1927
До середины 20-х годов танковой промышленности как таковой в Советском Союзе практически не было, а на вооружении единственного танкового полка Красной Армии состояли в основном трофейные машины, оставшиеся еще со времен гражданской войны. Такое положение вещей не соответствовало духу времени и создавало угрозу обороноспособности государства, поэтому для исправления ситуации и координации работ по созданию новой бронетехники в 1924 году в системе Главного управления военной промышленности было создано специализированное Танковое бюро.В сентябре 1926 года командованием РККА были сформулированы основные требования к новым танкам сопровождения пехоты, призванным заменить устаревшие танки «Русский Рено» и трофейные FT-17. Работы по их проектированию развернулись на базе тракторной мастерской ленинградского завода «Большевик». Именно здесь был создан первый опытный образец — танк Т-16. В мае 1927 года он был отправлен на испытания, завершившиеся к 15 июня, после чего комиссия под руководством начальника снабжения РККА П. Е. Дыбенко рекомендовала внести в конструкцию танка некоторые изменения, касающиеся в основном систем двигателя, габаритов и ходовой части машины. Работы по устранению недостатков в конструкции были закончены в ноябре 1927 года, а усовершенствованный танк получил обозначение Т-18. Но не дожидаясь завершения конструкторских работ, лишь по результатам испытаний опытного образца, Реввоенсовет СССР 6 июля принял танк на вооружение, присвоив ему, исходя из его боевого предназначения — сопровождать в бою стрелковые подразделения, обозначение МС-1 («малый сопровождения — первый»). Он стал первым отечественным танком, запущенным в крупносерийное производство на ленинградском заводе -Большевик» в конце 1928 года. 7 ноября 1929 года первые 30 танков МС-1, построенные, кстати, на средства Осоавиахима, приняли участие в военном параде на Красной площади.Танк МС-1 представлял собой дальнейшее развитие идей, заложенных в танке типа М, первый образец которого под названием «Борец за свободу товарищ Ленин» был изготовлен на Сормовском заводе в 1920 году. Стоит отметить прогрессивность компоновки машины. Специально созданный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения имел общий картер с коробкой передач, что делало его достаточно компактным, и устанавливался поперек корпуса танка. Такое решение было использовано вновь лишь через 17 лет. Для увеличения профильной проходимости при преодолении траншей, рвов и эскарпов танк имел в кормовой части удлинитель в виде съемного кронштейна.Но в целом МС-1 получился ненадежным, маломощным, слабо вооруженным и бронированным. Осенью 1929 года десять машин приняли участие в военном конфликте на КВЖД. В ходе операции семь из них вышли из строя по техническим причинам, поэтому неудивительно, что уже в конце года МС-1 подвергся модернизации. Вместо спаренных пулеметов Федорова был установлен танковый пулемет Дегтярева, несколько изменилась конструкция лобовой части корпуса. В 1930 году была переделана башня (введена ниша в ее кормовой части), повышена до 40 л. с. мощность двигателя и усовершенствована ходовая часть. Новые модификации получили обозначение МС-2 и МС-3. В 1931 году после выпуска 950 машин производство МС-1 бьло прекращено. Для повышения огневой мощи танка уже в 1938 году на него установили 45-мм орудие; перевооруженные машины получили обозначение Т-18М. На этом возможности модернизации танка были исчерпаны.Интересно, что, начав свой путь в войсках с боевых действий, танк и закончил его в бою. В самом начале Великой Отечественной войны танк-«ветеран» использовался в качестве неподвижных огневых точек, для чего его вооружение бьло модернизировано. Орудия снимались, а вместо одного устанавливались два пулемета ДТ. Огнем из капониров такие машины отражали атаки вермахта на западных границах, а также использовались в укрепленных районах на Дальнем Востоке. Более того, по причине острого дефицита боевой техники Т-18 эпизодически появлялись в боях вплоть до зимы 1941-1942 годов, когда 9 танков МС-1 в составе 150-й танковой бригады приняли участие в битве за Москву.
Технические данные МС-1 (Т-18) |
|
Боевая масса | 5,9 т |
Экипаж | 2 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 3500 мм (без «хвоста») |
длина | 4500 мм (с «хвостом») |
высота | 3350 мм |
ширина | 1800 мм |
высота | 2200 мм |
Броня |
|
лоб корпуса | 16 мм |
борт | 8 мм |
башня | 22 мм |
Вооружение | 37-мм пушка,
2х7,62-мм пулемета Федорова (с 1929 года — ДТ) |
Боекомплект | 104 выстрела
2016 патронов |
Двигатель | АМО,
карбюраторный, мощность 35 л. с. |
Удельное давление на грунт | 0,90 кг/см |
Скорость по шоссе | 16,4 км/ч |
Запас хода по шоссе | 120 км |
Преодолеваемые препятствия |
|
высота стенки | 0,55 м |
ширина рва | 1,8 м |
глубина брода | 0,8 м |
глубина брода | 35° |
Видео-материал по теме