









СССР •1931
Идея создания боевой бронированной машины с комбинированным двигателем, соединяющей в себе скорость автомобиля при движении по дорогам с проходимостью классического гусеничного танка на пересеченной местности, родилась в 20-х годах. Этой проблемой всерьез занимались во многих странах — в Англии и Франции, Швеции и Чехословакии. Использовались самые различные решения, сводившиеся в принципе к попыткам установить на танк и колеса автомобильного типа, и гусеницы, но во всех случаях конструкция получалась слишком сложной и громоздкой. По принципиально иному пути пошел американский конструктор Уолтер Кристи, решивший увеличить опорные катки танка до размеров автомобильных колес, а гусеницы сделать съемными. Крутящий момент с двигателя передавался на заднюю пару катков, а передняя пара, как и у автомобиля, была управляемой. Когда в конце 20-х годов в СССР было принято решение о принятии на вооружение бронетанковых войск нового поколения танков, разработчики проанализировали большое число конструктивных идей, в том числе и концепцию Кристи. Его революционная для своего времени подвеска на родине особым успехом не пользовалась, но советские специалисты сумели разглядеть ее достоинства и не малый потенциал. В 1930 году закупочная комиссия Управления механизации и моторизации РККА приобрела два экземпляра танка Кристи без башен и вооружения.
После установки на несколько усовершенствованное шасси американского танка специально разработанной башни с вооружением новый танк под обозначением БТ-2 («быстроходный танк — второй») в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию. 7 ноября первые три машины были показаны на параде в Харькове (а не в Москве, как это принято считать), и в 1932 году серийные танки начали поступать в войска. Всего до 1933 года было построено 623 машины БТ-2, которые положили начало серии самых известных советских танков 30-х годов.В целом БТ-2 был неплохим для своего времени танком с превосходными динамическими характеристиками, которые обеспечивались авиационным двигателем беспрецедентной для легких танков мощности, но в процессе эксплуатации выявились такие существенные недостатки конструкции, как слабое вооружение и бронирование, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение. Много проблем доставлял двигатель — капризный, сложный в эксплуатации и пожароопасный, а также топливная и воздухозаборная система. По большому счету, танки БТ-2 стоит рассматривать не как полноценные боевые машины, а, скорее, как опытные и учебные. В процессе эксплуатации на них старались довести до ума различные узлы и агрегаты, отработать конструктивные решения на будущее и, конечно же, подготовить личный состав. Тем не менее танкам БТ-2 довелось и повоевать: они принимали участие в походе в Западную Белоруссию и Украину в 1939 году и боях начального периода Великой Отечественной войны.
Технические данные танка БТ-2 |
|
Боевая масса | 11,3 т |
Экипаж | 2 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 5350 мм |
ширина | 2230 мм |
высота | 2160 мм |
Броня |
|
лоб, корпуса | 13 мм |
борт и башня | 13 мм |
корма и крыша | 10 мм |
днише | 6 мм |
Вооружение | 37-мм пушка образца 1930 года, 7,62-мм пулемет AT |
Боекомплект | 92 выстрела,
2709 патронов |
Двигатель | «Либерти»
(М-5-400), мощность 400 л. с.. |
Скорость по шоссе |
|
на колесах | 72 км/ч |
на гусеницах | 52 км/ч |
Запас хода по шоссе |
|
на колесах | 200 км |
на гусеницах | 120 км |
Преодолеваемые препятствия |
|
подъем | 42° |
ширина рва | 2,0 м |
глубина брода | 0,9 м |
высота стенки | 0,55 м |