









СССР • 1943
Боевое применение самоходной артиллерийской установки СУ-122 достаточно быстро выявило недостаточную эффективность установленной на нее короткоствольной гаубицы в борьбе с новыми немецкими танками. Малая начальная скорость снаряда, раздельное заряжание и, как следствие, низкая скорострельность вынудили конструкторов искать для самоходки новое орудие. Такое орудие разрабатывалось конструкторами В. Г. Грабиным и Ф. Ф. Петровым еще с 1940 года, но до начала войны завершить работы не удалось, и поэтому в качестве противотанкового средства зачастую приходилось использовать 85-мм зенитку, показавшую в новом для себя качестве высокую эффективность. Взяв ее за основу, советские оружейники разработали два варианта 85-мм танковых пушек.
Одну из них, а точнее Д-5С, группа конструкторов во главе с Л. И. Горлиц-ким и выбрала для новой самоходной артиллерийской установки, получившей обозначение СУ-85. В данном случае наши разработчики пошли по пути своих немецких коллег, установивших созданное на базе зенитного 88-мм орудие на истребитель танков «Эле-фант». Правда, наш истребитель танков появился на поле боя только к осени 1943 года — в самый разгар ожесточенных боев Украине.Установленная на СУ-85 длинноствольная пушка позволяла с расстояния в 1000 м пробивать броню толщиной 100 мм. Благодаря полуавтоматике и унитарности снаряда скорострельность заметно возросла. Экипаж лишился второго заряжающего, и в рубке, по сравнению с СУ-122, стало не так тесно. Появилось место и для дополнительного боекомплекта. Кроме того, самоходка стала легче на тонну, что положительно сказалось на маневренности и проходимости.
Новая машина показала себя неплохим истребителем танков. И пока в немецкой армии было не так много сильнобронированных «Тигров» и «Пантер», СУ-85 неплохо справлялась с модернизированными PzKpfw III и PzKpfw IV. Однако с начала 1944 года количество новых тяжелых танков у противника резко возросло, и специально для установки на САУ на базе морской зенитки была разработана 100-мм пушка. Ее бронебойный снаряд с дистанции 1000 м пробивал уже 150-мм броню, так что неуязвимых противников для СУ-100 не осталось. Производство же СУ-85 в июле 1944 года после выпуска 2644 машин (в том числе 315 СУ-85М с 85-мм пушкой в корпусе от СУ-100) было прекращено.
По своей конструкции СУ-100, по праву считающаяся одной из лучших противотанковых самоходных артиллерийских установок второй мировой войны, очень близка к своей предшественнице. Корпус машины сваривался из броневых плит, установленных под такими же большими углами наклона. С правой стороны на рубке появилась командирская башенка — в этом состояло все внешнее отличие СУ-100 от СУ-85.
Производство СУ-100 продолжалось до самых последних дней войны, а после ее окончания самоходка подверглась модернизации — ее оснастили приборами ночного видения, жидкостным подогревателем и более эффективным воздухоочистителем новой конструкции.
Технические данные САУ СУ-85 |
|
Боевая масса | 29,6 т |
Экипаж | 4 человека |
Габаритные размеры |
|
длина | 8130 мм |
ширина | 3000 мм |
высота | 2300 мм |
Броня | 45 мм |
Вооружение | 85-мм пушка Д-5-СВ5 |
Боекомплект | 48 выстрелов |
Двигатель | В-2-34, дизельный, мощность 500 л. с |
Удельное давление на грунт | 0,70 кг/см2 |
Скорость по шоссе | 55 км/ч |
Запас хода по шоссе | 150 км |
Преодолеваемые препятствия |
|
подъем | 30° |
ширина рва | 2,5 м |
высота стенки | 0,73 м |