СССР
К концу первой мировой войны танки, наглядно продемонстрировав свои недюжинные возможности, прочно заняли достойное место на поле боя. В 1918 году они появились и на территории России — в составе армий Белого движения и войск интервентов. Отсутствие подобной боевой техники в Красной Армии (количество трофейных машин было очень невелико) ощущалось достаточно остро, и оттого решение о создании собственного танка выглядело абсолютно обоснованным. Разработать свою конструкцию в условиях страшной разрухи было нереально, поэтому в качестве прототипа для первого советского.
До середины 20-х годов танковой промышленности как таковой в Советском Союзе практически не было, а на вооружении единственного танкового полка Красной Армии состояли в основном трофейные машины, оставшиеся еще со времен гражданской войны. Такое положение вещей не соответствовало духу времени и создавало угрозу обороноспособности государства, поэтому для исправления ситуации и координации работ по созданию новой бронетехники в 1924 году в системе Главного управления военной промышленности было создано.
15 июля 1929 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О состоянии обороны СССР», выполняя которое советские конструкторы приступили к разработке дешевого в производстве и простого в обслуживании основного танка общевойсковых соединений, предназначенного для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Первым отечественным танком этого класса был Т-18 (известный также как МС-1), выпускавшийся во второй половине 20-х годов. Несколько позже появились Т-19 и Т-20, которые и должны были стать.
Уже вскоре после появления на полях сражений первой мировой войны тяжелых танков, предназначенных в первую очередь для прорыва хорошо укрепленных оборонительных позиций противника, выявилась острая потребность в более легких и быстроходных бронированных машинах, способных сопровождать и поддерживать своим огнем наступающую пехоту и кавалерию в ходе развития операции. Первыми образцами таких машин стали французские «Рено» FT-17 и английские Мк А «Уиппет»
Идея создания боевой бронированной машины с комбинированным двигателем, соединяющей в себе скорость автомобиля при движении по дорогам с проходимостью классического гусеничного танка на пересеченной местности, родилась в 20-х годах. Этой проблемой всерьез занимались во многих странах — в Англии и Франции, Швеции и Чехословакии. Использовались самые различные решения, сводившиеся в принципе к попыткам установить на танк и колеса автомобильного типа, и гусеницы.
Идея создания плавающих танков в силу очевидных достоинств таких машин постоянно привлекала к себе внимание танкостроителей всего мира, и попытки сконструировать боеспособную машину предпринимались во многих странах еще с начала 20-х годов. Но первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930-1931 годах. Эту машину, получившую обозначение «Виккерс-Карден-Ллойд А4>>, можно считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий.
Во второй половине 1933 года на смену первому советскому колесно-гусеничному танку БТ-2 пришел новый вариант — БТ-5. Это, по сути, был все тот же БТ-2, но с совершенно новой двухместной (вместо одноместной) башней, в которой устанавливалась спаренная с пулеметом 45-мм пушка. Корпус танка подвергся самым незначительным изменениям, а бронирование осталось таким же. Некоторое увеличение веса произошло в результате установки в башне новой пушки больших размеров.
В июле 1929 года правительством Советского Союза была утверждена первая программа оснащения Красной Армии бронетанковой техникой. На вооружение планировалось поставить различные типы новых танков, каждый из которых был бы ориентирован на решение определенного крута задач. Роль средства усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных позиций отводилась средним и тяжелым танкам. В 1931 году на Машиностроительном заводе № 174 в Ленинграде приступили.
Идея создания тяжелых многобашенных танков, наделенных незаурядной огневой мощью, в 20-30-х годах была весьма популярна в мире. Этой проблемой занимались танкостроители Великобритании, Франции, Германии и, естественно, Советского Союза, где в то время велись широкие исследования в области бронетанковой техники. Разработкой проекта тяжелой боевой машины, предназначенной для усиления общевойсковых соединений при прорыве мощных оборонительных позиций противника.
В январе 1933 года, еще до завершения работы над документацией на БТ-5, специалисты КБ Харьковского паровозостроительного завода (завод № 37) получили задание на разработку нового танка, в котором требовалось устранить все выявленные недостатки предшественников. В соответствии с тактико-техническими условиями на новую машину предполагалось установить двигатель М-17, более надежный, чем вызывавший массу нареканий применявшийся ранее М-5, и новую башню с 76-мм пушкой.
Концепция колесно-гусеничных танков получила в Советском Союзе широкое признание и была достаточно успешно реализована в семействе самых популярных в нашей стране в 30-е годы боевых машин БТ. Вместе с тем наряду с неоспоримыми достоинствами выявились и существенные недостатки танков данного типа. В первую очередь это касалось сложности конструкции ходовой части и, как следствие, недостаточно высокой ее надежности, а также невозможности существенного усиления бронезащиты.
В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны СССР в конце 1938 года специалисты сразу нескольких предприятий приступили к работе по проектированию нового тяжелого танка -с противоснарядным бронированием, призванного заменить устаревший Т-35 и стать основной ударной силой бронетанковых войск Красной Армии. В СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде, коллектив которого возглавлял Ж. Я. Котин, началась разработка проекта машины, получившей название СМК (Сергей Миронович Киров).
В ходе ожесточенных боев на линии Маннергейма новый тяжелый танк KB, созданный специалистами ленинградского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина буквально накануне советско-финской войны, проявил себя с самой лучшей стороны. Он отлично справлялся с задачей усиления стрелковых соединений при прорыве укрепленных позиций, оставаясь при этом практически неуязвимым для всех имевшихся у противника противотанковых средств. Вот только его пушка, в целом достаточно мощное для своего времени 76-мм.
Несмотря на большое число критических замечаний в адрес танков Т-37А и Т-38, идея оснащения бронетанковых войск РККА большим числом легких плавающих боевых машин с противопульным бронированием и пулеметным вооружением по-прежнему оставалась популярной. После того как к 1938 году выявилась необходимость в качественно новом, по сравнению с Т-37А и Т-38, танке подобного типа, к его проектированию приступили специалисты КБ завода № 37 под руководством Н. А Астрова.
К концу 30-х годов развитие противотанковых средств достигло такого уровня, что у танков с противопульным бронированием шансов уцелеть на поле боя практически не осталось. Боевые действия во время гражданской войны в Испании со всей наглядностью подтвердили это. Принимавшие участие в сражениях на стороне республиканцев советские танки Т-26 (по сути, единственные танки сопровождения пехоты, состоявшие на вооружении Красной Армии), легко расправляясь со слабовооруженными танками националистов.
Поступивший незадолго до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной Армии легкий плавающий танк Т-40 при всей очевидной слабости вооружения и недостаточном бронировании обладал одним достоинством — за счет широкого использования в конструкции автомобильных узлов и агрегатов он был простым и дешевым в производстве, что при остром дефиците боевой техники, в период, когда основные танковые заводы эвакуировались на Восток, было немаловажно.
Слабые места легкого танка Т-60, в первую очередь его вооружение и недостаточное бронирование, выявились практически сразу же после поступления первых машин в войска. Поэтому уже осенью 1941 года, опять же в инициативном порядке, специалистами конструкторского бюро Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова была разработана новая легкая боевая машина, лишенная основных недостатков предшественника и предназначенная для его замены.
До Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии самоходной артиллерии практически не было. Появившиеся в 30-е годы образцы САУ остались опытными и в войска не поступали, да и роль их в будущей войне, к сожалению, командованием недооценивалась. Поэтому, когда в ходе тяжелых оборонительных сражений отсутствие самоходной артиллерии проявилось со всей остротой, к разработке и производству самоходок приступать пришлось в спешке и крайне неблагоприятных условиях. Неудивительно, что первые, зачастую импровизированные, попытки создания самоходных орудий самых необходимых средних калибров (57-76 мм) оказались неудачными.
Боевой опыт первых наступательных операций Красной Армии со всей остротой выявил проблему полного отсутствия как противотанковой, так и штурмовой самоходной артиллерии. В результате 19 октября 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о создании целого ряда самоходных артиллерийских установок — легких с 37- и 7б-мм орудиями и средних со 122-мм. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что к осени 1942 года эвакуированные на Восток заводы начали работать на полную мощность и наконец-то поя вилась возможность использовать базу основных боевых танков для производства более простых и дешевых самоходок.
В ходе боевых действий начиная с зимы 1941-1942 годов в руки Красной Армии стали все чаще попадать исправные немецкие танки и самоходные артиллерийские установки различных типов. Многие из них из-за очевидной слабости или неприспособленности к особенностям театра военных действий, в первую очередь PzKpfw I и PzKpfw II, шли на металлолом. Другая жечасть трофейных машин, в основном PzKpfw III и PzKpfw ГУ, использовалась Красной Армией в боях по своему прямому назначению, но лишь временно, в периоды особенно острого дефицита собственной бронетехники, до первых неполадок или пока не заканчивались трофейные боеприпасы.
Боевое применение самоходной артиллерийской установки СУ-122 достаточно быстро выявило недостаточную эффективность установленной на нее короткоствольной гаубицы в борьбе с новыми немецкими танками. Малая начальная скорость снаряда, раздельное заряжание и, как следствие, низкая скорострельность вынудили конструкторов искать для самоходки новое орудие. Такое орудие разрабатывалось конструкторами В. Г. Грабиным и Ф. Ф. Петровым еще с 1940 года, но до начала войны завершить работы не удалось, и поэтому в качестве противотанкового средства зачастую приходилось использовать 85-мм зенитку.
Сразу же после появления в конце 1943 года на вооружении армии нового тяжелого танка ИС-1 было принято абсолютно логичное решение создать на его базе мощную полностью бронированную артиллерийскую самоходную установку с орудием калибра 152 мм. Опыт в таком деле уже имелся: в конце 1942 года на базе танка КВ-1 была создана вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой тяжелая САУ СУ-152, наряду с неоспоримыми достоинствами, к сожалению, унаследовавшая и недостатки базового танка, в том числе и низкую надежность.
Во второй половине 1942 года специалистами конструкторского бюро челябинского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина был разработан новый тяжелый танк, призванный заменить отличавшийся низкой надежностью КВ-1. По сложившейся у кировчан традиции присваивать своим разработкам имена выдающихся деятелей соданная машина получила обозначение ИС (Иосиф Сталин). Два опытных варианта нового танка ИС-1 и ИС-2 были построены на базе не пошедшего в производство танка серии KB — KB-13.
Тяжелый танк ИС-2, выпускавшийся с января 1944 года, зарекомендовал себя как неплохая боевая машина, мощная и хорошо защищенная, достаточно простая в производстве, эксплуатации и ремонте. Тем не менее совершенствование противником своих противотанковых средств привело к тому, что броне-стойкость всех без исключения советских танков оказалась недостаточной, поэтому на повестку дня вновь со всей актуальностью встало требование резко усилить их броневую защиту, не увеличивая одновременно массу.