Легкий танк 10ТР
ПОЛЬША • 1938
Не имея технических возможностей для разработки собственных образцов бронетанковой техники, что называется, с нуля, правительство Польской Республики пошло по уже хорошо освоенному пути: создание сложной боевой техники на базе существующих образцов мирового танкостроения. Так, в начале 30-х годов поляки закупили в Великобритании 50 легких танков «Виккерс 6-тонный». В результате внесения в конструкцию «англичанина» ряда усовершенствований на свет появился танк 7ТР («7-тонный танк польский»), серийно производившийся в период с 1935 по 1939 год и ставший основой танковых войск Польши. Первый вариант имел две башни, в каждой из которых устанавливалось по пулемету. Следующий был мощнее — он имел уже одну башню шведского производства с 37-мм пушкой «Бофорс» и спаренным с нею пулеметом калибра 7,92 мм, правда, из-за сложностей с поставками башен из Швеции было построено небольшое количество танков этой модели.
Одновременно с покупкой английского танка польское правительство попыталось приобрести знаменитый танк американского конструктора Уолтера Кристи, но это предприятие завершилось неудачей. В результате было принято решение о разработке собственного варианта колесно-гусеничного танка, опираясь на доступные материалы — рекламные проспекты и отрывки технической документации, полученные польской разведкой.
В конце 1930 года начались работы по проектированию, но вскоре их пришлось приостановить из-за привлечения специалистов к работе по модернизации только что закупленного «Виккерса 6-тонного».
К идее создания колесно-гусеничной машины удалось вернуться только в 1936 году, когда этот проект был включен в программу развития бронетанковой техники на период 1936-1942 годов, которая предусматривала выпуск по меньшей мере 64 скоростных танков под индексом 10ТР, предназначенных в первую очередь для поддержки кавалерийских соединений и выполнения задач оперативного характера.
Новый танк в отличие от американского прототипа получил гораздо более широкий корпус с совершенно иной формой передней части, что позволило не только разместить рядом с водителем стрелка-пулеметчика, но и установить на танк стандартную двухместную башню конструкции Бофорса — такую же, как и на танке 7ТР, но в отличие от нее оснащенную гораздо более совершенными прицелом и наблюдательными приборами. Все это привело к тому, что при лишь незначительно возросшей массе танк 10ТР имел более мощное вооружение и лучшее бронирование. Ходовая часть танка 10ТР была аналогична ходовой части американского прототипа. При движении на колесах передняя пара опорных катков была управляемой, а задняя — ведущей. Оригинальная особенность польской машины заключалась в том, что вторая пара катков с помощью гидравлики могла приподниматься — это несколько повышало маневренность. Снятые гусеницы размещались на надгусеничных полках, а для их установки требовалось 30-45 минут. Прошло еще более года, прежде чем дело, наконец, дошло до строительства первого прототипа. Работа шла не так быстро, как предполагалось, поскольку очень важная проблема — выбор двигателя — до сих пор не была решена. Моторы требуемой мощности в Польше не производились, поэтому после долгих поисков выбор пал на американский двигатель марки «Америкэн де ла Франс» с заявленной мощностью в 240 л. с. И хотя после покупки мотора и его испытаний в Польше выяснилось, что реальная мощность меньше на 30 л. с, первоначальное решение менять не стали — выбирать, по сути, было не из чего.
К июлю 1938 года первый опытный экземпляр танка 10ТР был готов и вскоре поступил на испытания, в ходе которых выявилась масса недоработок. Главный вывод был таков: из-за ограниченности области применения танка на колесном ходу в связи со сравнительно малым числом дорог с твердым покрытием целесообразно отказаться от концепции комбинированного колесно-гусеничного движителя в пользу классического гусеничного танка, освободившееся место использовать для размещения большего количества топлива, а выигрыш в массе направить на повышение степени бронезащиты. Работы по устранению недостатков затянулись, вследствие чего до момента нападения фашистской Германии на Польшу запустить танк в серийное производство так и не удалось.
В результате вся тяжесть борьбы с танковой армадой вермахта легла на плечи легких машин (169 7ТР, 50 «Вик-керсов 6-тонных», 67 оставшихся еще со времен первой мировой войны «Рено» FT-17 и 53 «Рено» R-35) и танкеток (около 700 TK/TKS). Столкнувшись с противником в лице более 3000 немецких танков, большая часть польской бронетехники очень быстро была уничтожена, а то, что уцелело, попало в руки победителей.
-
Технические данные танка 10ТР
Боевая масса 12,8 т Экипаж 4 человека Габаритные размеры
длина 5400 мм ширина 2500 мм высота 2200 мм Броня
лоб корпуса 20 мм борт корма 20 мм крыша днище 8 мм башня 16 мм Вооружение 37-мм пушка Wz.37, 2×7,92 мм пулемета Боекомплект 80 выстрелов, 4500 патронов Двигатель «Америкэн де ла Франс», карбюраторный, мощность 210 л. с Максимальная скорость по шоссе
на гусеничном ходу 56 км/ч на колесном ходу 75 км/ч Запас хода
по шоссе 210 км на местности 130 км