Новости России

Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100
Вход Контакты

Средний танк PzKpfwIII


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Loading ... Loading ...
Оставить комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

ГЕРМАНИЯ • 1937

Еще на заре создания возрождающихся после освобождения от оков Версальского договора вооруженных сил Германии главный идеолог немецких бронетанковых войск Хайнц Гудериан предложил использовать для их оснащения два основных типа боевых машин (уже представленные вниманию читателей легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II создавались, в первую очередь, в качестве учебно-тренировочных). Первый тип планировалось вооружить противотанковым орудием небольшого калибра, а второй, призванный стать танком прорыва, — крупнокалиберной пушкой с гораздо более высокой мощностью осколочно-фугасного выстрела. В 1935 году Управление вооружения сухопутных войск Германии выдало задание на разработку 15-тонного танка первого типа, вооруженного 37-мм пушкой, четырем фирмам: «Рейнметалл-Борзиг», «Крупп», «Даймлер-Бенц» и MAN. Проект получил кодовое обозначение ZW (Zugfuhrerwagen — «машина командиров рот»). Калибр орудия был выбран экспертами Управления вопреки мнению Гу-дериана, настаивавшего на 50-мм пушке. Впоследствии жизнь доказала правоту последнего, но справедливости ради следует отметить, что на момент создания новой немецкой машины большинство танков мира были легкими и для борьбы с ними 37-мм пушки было вполне достаточно, к тому же 37 мм — это стандартный калибр противотанковых орудий пехотных частей вермахта того времени. Заданием предусматривалась максимальная скорость на уровне 40 км/ч, а экипаж должен был состоять из пяти человек Такое количество членов экипажа впоследствии стало стандартным на всех немецких средних и тяжелых танках. И это былих очень существенный плюс, поскольку освобождение командира танка от лишних обязанностей позволяло ему целиком сосредоточиться на наблюдении за полем боя и управлении боевой машиной, что в свою очередь заметно повышало эффективность ее использования, Противники Германии пришли к оптимальному функциональному разделению обязанностей членов экипажа много позже — лишь в 1943-1944 годах.

Испытания представленных прототипов начались в 1936 году на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме. По их результатам для серийного производства был выбран прототип компании «Даймлер-Бенц», которая в начале 1937 года и получила заказ на изготовление опытной партии из десяти машин. Вскоре эти танки, получившие обозначение PzKpfw III Ausf. А, были переданы на войсковые испытания. Они явно несли на себе печать влияния знаменитой конструкции У. Кристи и имели пять пар опорных катков большого диаметра.

Компоновка танка была традиционной для всех немецких машин — с передним расположением трансмиссии. Такое решение позволяло уменьшить длину танка, правда, за счет некоторого увеличения высоты, а также упростить конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения, что впоследствии конструкторам очень пригодилось.

Характерной чертой корпуса PzKpfw III, как, впрочем, всех немецких танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков, что хотя и снижало прочность, зато обеспечивало максимально удобный доступ к агрегатам и узлам танка. Да и в целом, с точки зрения эргономики, PzKpfw III можно смело считать образцом для подражания. Таких условий для работы экипажа, какие были созданы на нем, не имел ни один советский, английский или американский танк того времени.

Зато выбранная конструкторами ширина гусениц — 360 мм — оказалась явно недостаточной. И если на западноевропейском театре военных действий этот недостаток не имел особого значения, то на российском бездорожье он сказался в полной мере. Низкая проходимость стала ахиллесовой пятой в целом неплохой боевой машины.

Но вернемся к истокам. Двенадцать танков второй опытной партии Ausf. В имели уже совершенно другую ходовую часть с восемью парами опорных катков малого диаметра, напоминавшую ходовую танка PzKpfw IV. На следующих 15 экспериментальных машинах Ausf. С ходовая часть осталась без изменений, зато заметно улучшилась подвеска. Все прочие характеристики на упомянутых модификациях в принципе были одинаковыми, чего нельзя сказать о машинах версии D (30 единиц), лобовая и бортовая броня которых была увеличена до 30 мм, а масса достигла 19,5 т. Удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2, что, естественно, негативно отразилось на проходимости.

Наконец, в 1938 году на заводах сразу трех фирм — «Даймлер-Бенц», «Хеншель» и MAN — началось производство первой массовой модификации PzKpfw III — Ausf. E. 96 танков этого варианта получили новую ходовую часть с шестью обре-зиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами, которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям и по которой «тройку» всегда безошибочно можно отличить от «старшего брата» — PzKpfw ГУ. Впоследствии конструкция танка PzKpfw III многократно модернизировалась, но об этом речь пойдет в следующем разделе.

Средний танк PzKpfw III. Модификации и боевое применение

Во вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких PzKpfw I и PzKpfw II средние танки PzKpfw III модификаций А, В, С, D и Е. Испытание огнем сражений позволило быстро выявить слабые и сильные стороны «тройки». Чтобы устранить имевшиеся недостатки, а в дальнейшем

поддерживать танк на уровне, соответствующем постоянно возраставшим требованиям поля боя, конструкторам пришлось внести в конструкцию машины массу изменений и создать 7 новых модификаций (F, G, H, J, L, М и N). Одно только перечисление всех особенностей танков этих модификаций и их отличий друг от друга заняло бы места больше, чем отводится на весь рассказ о PzKpfw III, поэтому делать этого мы не будем. А если говорить кратко, то развитие конструкции танка шло одновременно по двум основным направлениям — повышение огневой мощи и усиление бронезащиты.

Что касается первого, то все танки PzKpfw III в зависимости от вооружения можно разделить на три группы — с 37-мм пушкой, 50-мм и 75-мм. Как мы уже говорили, на танках первых пяти версий устанавливалось 37-мм орудие, но уже бои польской кампании выявили ее недостаточную эффективность, поэтому часть танков модификации F (100 из 435 выпущенных с октября 1939 по июль 1940 года), а также большая часть машин модификации G (всего с апреля 1940 по февраль 1941 года построено 600 машин) вышли из сборочных цехов с 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола 42 калибра. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков версий Е и F. Эта же пушка стояла на машинах модификации Н (308 танков), запущенной в производство в октябре 1940 года и получившей боевое крещение в ходе операции «Барбаросса». В столкновениях с советскими Т-34 и KB проявилась неспособность короткоствольной 50-мм пушки эффективно бороться со средними и тяжелыми танками противника на средних и дальних дистанциях, поэтому начиная с декабря на PzKpfw III Ausf. J (с марта 1941 по июль 1942 года было выпущено 2616 единиц), а затем на все танки модификаций L (с июня по декабрь 1942 года изготовлено 653 машины) и М (250 — с октября 1942 года по февраль 1943 года) стала устанавливаться новая 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Ею же были позднее перевооружены и ранее выпущенные машины. Ну и наконец 700 танков последней модификации N (они строились с июня 1942 года по август 1943 года) появились на свет с 75-мм пушкой KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. На этом резервы конструкции в плане повышения огневой мощи были исчерпаны, и выпуск танков PzKpfw III прекратился, а высвободившиеся мощности были задействованы для производства созданной на базе этого танка очень удачной самоходки StuG III.

Параллельно с работой над усилением вооружения танка PzKpfw III постоянно повышался и уровень его бронезащиты: на последних модификациях (Ausf. L, М и N) толщина брони достигла весьма внушительных значений: лоб корпуса — 70 мм, лоб башни — 57 и корма — 50 мм. Бронирование машин предыдущих серий усиливалось путем навешивания дополнительных экранов толщиной до 20 мм. Правда, за это пришлось заплатить значительным \тяжелением боевой машины, повлекшим за собой ухудшение и без того неудовлетворительной проходимости.

Всего же в период с 1936 по 1943 год фирмами «Даймлер-Бенц», «Хеншель», MAN, «Алкетт», «Крупп», FAMO, «Вегманн», MNH и MIAG было выпущено около 6000 PzKPfw III различных модификаций. Помимо такого числа линейных танков, -было выпущено 435 командирских машин пяти типов, 262 машины управления артиллерийским огнем и 100 огнеметных танков. В конце лета 1940 года 168 танков модификаций F, G и Н были переоборудо-ваны для передвижения под водой — их планировалось использовать при высадке на английское побережье. Поскольку вторжение в Англию не состоялось, некоторое число таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг. С июля 1944 года танки PzKpfw III с установленными вместо башен квадратными рубками применялись и в качестве БРЭМ. Кроме того, были выпущены небольшие партии инженерных машин и машин-подвозчиков боеприпасов. Существовали прототипы танка-тральщика и вариант переделки линейного танка в дрезину.

Боевое крещение танки PzKpfw III приняли в сентябре 1939 года в Польше, где в полной мере продемонстрировали свое превосходство над легкими танками противника. К началу наступления на Западе в мае 1940 года танки этого типа стали костяком танковых дивизий вермахта и их главной, наряду с PzKpfw ГУ, ударной силой. Там PzKpfw III также зарекомендовал себя очень надежным и эффективным танком, чему, впрочем, в немалой степени способствовали не столько какие-то исключительные боевые качества (ими «тройка» как раз похвастаться не могла), сколько передовая тактика и умелое применение. Танку PzKpfw III суждено было стать одним из конкретных воплощений агрессивной военной доктрины фашистской Германии, символом блицкрига и, по существу, первой по-настоящему боевой машиной панцерваффе, ею он и оставался вплоть до начала 1943 года.

Столкнувшись после нападения на Советский Союз с действительно грозным противником, танк PzKpfw III начал постепенно терять свое реноме, пока к 1943 году, даже несмотря на постоянную модернизацию, окончательно не устарел и не утратил свою боевую эффективность. В октябре этого года лишь 5 танковых дивизий на Восточном фронте имели в своем составе одну или более танковую роту, оснащенную PzKpfw III. Еще через год на передовой на Востоке в строю осталось всего 79 таких машин. Лишь в таких местах, как Норвегия или Голландия, «тройки» смогли дожить до последних дней войны.

Где бы ни применялись танки PzKpfw III -от снегов Заполярья до африканских пустынь, — везде они пользовались любовью немецких танкистов за надежность, комфорт (относительный, конечно), отличные средства связи, наблюдения и прицеливания. Не случайно трофейные PzKpfw III в Красной Армии стали излюбленными командирскими машинами. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому боевому назначению, что также служит косвенным подтверждением их достаточно высоких боевых качеств.

Технические данные танка PzKpfw III

PzKpfw III Ausf. E

PzKpfw III Ausf. (ранний)

PzKpfw III Ausf. .L
Боевая масса 19,5 т 21,5 т 22,7 т
Экипаж 5 человек 5 человек 5 человек

Габаритные размеры

длина 5380 мм 5560 мм 6412 мм
ширина 2910 мм 2950 мм 2970 мм
высота 2440 мм 2500 мм 2510 мм

Броня

лоб 30 мм 50 мм 70 мм
борт

30 мм

30 мм 30мм
башня

30 мм

30 мм

30-75 мм

корма 21 мм 50 мм 50 мм
днище 16 мм 16 мм 18 мм
Вооружение 37-мм пушка

KwK 30 L46,5

3×7,92 мм

пулемета MG 34

50-мм пушка

KwK 38 L/42,

2×7,92 мм

пулемета MG 34

50-мм пушка

KwK 39 L/60,

2×7,92 мм

пулемета MG 34

Боекомплект 131 выстрел

4500 патронов

99 выстрелов

3750 патронов

84 выстрела,

2700 патронов

Двигатель «Майбах»

HL 120TR,

карбюраторный,

мощность 300 л. с

«Майбах»

HL 1 20TRM,

карбюраторный,

мощность 300 л. с.

«Майбах»

HL 120TRM,карбюраторный,мощность 300 л.с

Скорость по шоссе .40 км/ч .40 км/ч .40 км/ч
Запас хода по шоссе 165 км 145 км 145 км
по рокаде 95 км 85 км 85 км
Удельное давление на грунт нет данных 0,93 кг/см2 нет данных

Преодолеваемые препятствия

подъем 30° 30° 30°
ширина рва 2,3 м 2,2 м 2,2 м
высота стенки 0,6 м 0,6 м 0,6 м
глубина брода 0,8 м 0,8 м 0,8 м

Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика --> Яндекс.Метрика