Самоходное штурмовое орудие StuG III
ГЕРМАНИЯ • 1939
В 1935 году полковник Эрих фон Манштейн, прославившийся впоследствии как командующий крупными бронетанковыми соединениями на полях сражений второй мировой войны, выступил с предложением создать в структуре вермахта специальные подразделения мобильной штурмовой артиллерии, оснащенные построенными на гусеничном шасси, хорошо защищенными броней самоходными артустановками. Эта идея нашла поддержку, и в июне 1936 года германское верховное командование приняло решение о разработке подвижных бронированных машин поддержки пехоты, вооруженных 75-мм орудием. Фирме «Даймлер-Бенц» было поручено разработать саму штурмовую артустановку, а фирме «Крупп» — орудие для нее. Пять экспериментальных машин так называемой нулевой серии покинули цеха через год. В качестве базы для их создания было использовано несколько видоизмененное шасси танка PzKpfw III Ausf. В. В неподвижной низкопрофильной полностью закрытой боевой рубке устанавливалось короткоствольное 75-мм орудие StuK 37 L/24. Оно было немного смещено вправо относительно продольной оси машины, поэтому место механика-водителя осталось на прежнем месте, с той лишь разницей, что теперь он находился в передней части просторного боевого отделения, вдоль стен которого размещались боеукладки с 44 снарядами. Пулемета для ведения огня по пехоте противника не предусматривалось. В целом новая машина имела низкий силуэт и неплохое для того времени бронирование. Двигатель «Майбах» HL 108TR мощностью 250 л. с. позволял САУ развивать скорость всего 20-25 км/ч, но для боевой машины непосредственной поддержки пехоты этого было вполне достаточно. Поскольку корпуса и рубки опытных машин были изготовлены из неброневой стали, то участвовать в боевых действиях штурмовые орудия не могли, и поэтому после завершения обширной программы всесторонних испытаний, проходивших на Куммерсдорфском полигоне, были переданы в артиллерийскую школу, где использовались а качестве учебных машин до начала 1941 года.
После внесения в конструкцию ряда изменений в феврале 1940 года на заводе компании «Даймлер-Бенц» была выпущена первая партия из 30 боевых машин, которые отличались от опытных главным образом ходовой частью и двигателем. Они были изготовлены на базе танка PzKpfw III Ausf. E/F, приводились в движение двигателем «Майбах» HL 120TR и имели лобовую броню толщиной до 50 мм. 28 марта 1940 года эти САУ получили официальное обозначение «7,5 cm Sturmgeschutz III (сокращенно — StuG III) Ausf. А». Немногим более чем через месяц четыре батареи штурмовых орудий этой модификации приняли участие в боевых действиях во Франции и по их результатам получили самые высокие оценки как со стороны командования, так и со стороны экипажей.
Вскоре серийное производство самоходок StuG III было переведено с перегруженного военными заказами завода концерна «Даймлер-Бенц» на предприятие «Альмеркише кеттенфабрик» («Ал-кетт»), где оно достигло объема 30 машин в месяц, что позволило еще в 1940 году ввести в строй 184 САУ StuG III, а до конца 1941 года выпустить 548 этих крайне нужных фронту машин.
Штурмовые орудия StuG III различных модификаций (более подробно о них речь пойдет в следующем разделе) стали самыми массовыми боевыми гусеничными машинами германской армии периода
второй мировой войны. После вооружения их в 1942 году обладавшей очень высокими бронебойными характеристиками 75-мм длинноствольной пушкой они стали по существу основным противотанковым средством вермахта, а функции штурмового орудия постепенно перешли к штурмовой гаубице StuH 42, созданной на той же базе и отличавшейся от StuG III в основном лишь установкой нового орудия с гораздо большей мощностью осколочно-фугасного выстрела.
Всего в период с февраля 1940 по апрель 1945 года на заводах фирм «Алкетт» и MIAG было выпущено более 10 500 штурмовых орудий StuG III и штурмовых гаубиц StuH 42.
StuG III. Модификации и боевое применение
Как и все немецкие танки, выпускавшиеся на протяжении продолжительного времени, штурмовое орудие StuG III в процессе производства постоянно модернизировалось как в целях повышения боевых качеств, так и для упрощения и удешевления конструкции. В результате внесения в последнюю большого числа изменений, по большей части не очень существенных, свет увидело восемь разичных модификаций (А, В, С, D, E, F, F/8 и G), статистические данные по которым приведены в таблице. Мы не станем перечислять все нововведения, а остановимся лишь на основных, серьезно повлиявших на боевые качества машины. В первую очередь рассмотрим эволюцию вооружения StuG III. Как уже говорилось, на первые штурмовые орудия устанавливалась короткоствольная пушка StuK 38 L/24 с длиной ствола всего 24 калибра. Такое же основное вооружение сохранилось и на машинах модификаций В, С, D и Е. Если с задачей оказания огневой поддержки наступающей пехоте она еще справлялась, то для борьбы с танками противника такое орудие практически не годилось. Его огонь был эффективен только на близких дистанциях. После нападения Германии на Советский Союз и столкновения с хорошо защищенными Т-34 и KB положение еще более ухудшилось, поэтому на штурмовые орудия StuG III Ausf. F начали устанавливать гораздо более эффективные длинноствольные пушки StuK 40 L/43. На самоходки следующей версии StuG 40 Ausf. F/8 (так теперь стали называться StuG III) уставливалась еще более мощная пушка StuK 40 L/48. Этим же орудием вооружались САУ последней, самой массовой и наиболее совершенной модификации Ausf. G. Кроме того, с началом выпуска штурмовых орудий, вооруженных длинноствольной пушкой, попадавшие в ремонт StuG III ранних версий, за исключением модификации Е, также стали перевооружаться ею. Установка очень эффективных в борьбе с бронированными целями пушек заметно изменила ситуацию и превратила самоходки модификаций Е F/8 и G по существу в основное противотанковое средство вермахта и очень грозное оружие. Для обеспечения войск на поле боя должной огневой поддержкой бьло принято решение начать производство новой САУ, вооруженной гораздо более подходящей для этих целей 105-мм гаубицей leFH 18 L/28. Оно развернулось в марте 1943 года. По конструкции новая самоходная артустановка, получившая обозначение StuH 42, была идентична машинам версий F, F/8 и G. Ее боекомплект состоял из 36 выстрелов, а всего до конца войны бьло выпущено 1299 таких машин на базе танка PzKpfw III Ausf. G и еще 12 на базе PzKpfw III Ausf. F.
Опыт боевых действий показал, что пулеметное вооружение ближнего боя в определенных ситуациях имеет для самоходной артиллерии не меньшее значение, чем пушечное. И если первоначально установка пулемета для ведения огня по пехоте противника не предусматривалась, то, начиная с модификации Е, он появился. На штурмовых орудиях StuG III Ausf. F и последующих пулемет был вынесен на крышу и имел ограниченный угол обстрела, поскольку устанавливался в щели защитного щита. Зато машины последних серий модификации Ausf. G оборудовались уже дистанционно управляемым пулеметом кругового вращения — несомненный шаг вперед, спасший жизни многим немецким танкистам.
Одновременно с совершенствованием вооружения штурмовых орудий шли работы по повышению их бронезащиты, в результате чего толщина брони лобовой части корпуса и рубки на последних наиболее массовых модификациях достигла 80 мм. На уже выпущенных самоходках уровень защиты повышался путем навешивания дополнительных бронелис-тов. Кроме того, начиная с 1943 года StuG III стали оборудоваться бортовыми экранами, защищавшими борта и верх ходовой части от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей. Все это вело к утяжелению боевой машины и, как следствие, к ухудшению и без того неважной проходимости.
Остальные внесенные за годы серийного производства изменения касались в основном формы рубки, количества люков, прицельных приспособлений и т. д. Внешне выделялись штурмовые орудия StuG 40 Ausf. G с появившейся на них командирской башенкой и устанавливавшейся с ноября 1943 года новой литой маской пушки, получившей за характерную форму название «свиное рыло».
Боевое крещение первые штурмовые орудия StuG III Ausf. A приняли в 1940 году во Франции, где сразу же себя отлично зарекомендовали. Машины модификации В в небольшом количестве приняли участие в боевых действиях на Балканах, но по-настоящему серьезное испытание ждало их летом 1941 года. Последние бои с участием StuG III Ausf. А и В состоялись в 1942-1943 годах под Сталинградом. Лишь в учебных подразделениях несколько штурмовых орудий первых версий смогли «дожить» до 1944 года. Самоходки модификаций С и D появились на поле боя летом 1941 года, но уже к зиме их осталось очень мало, и впоследствии они были перевооружены длинноствольной пушкой, после чего использовались вплоть до конца войны.
Последняя модификация StuG III Ausf. E с короткоствольным 75-мм орудием появилась осенью 1941 года, хотя к этому времени слабость такого вооружения уже стала совершенно очевидной. Ее создание было вызвано потребностью в специальных боевых машинах командиров штурмовых дивизионов. Для этого за счет внесения ряда конструктивных изменений внутренний объем боевой рубки был увеличен, в отличие от машин модификаций С и D перевооружению они не подвергались и до конца войны использовались в качестве командирских и разведывательных машин.
После вооружения штурмовых орудий StuG III длинноствольной пушкой они превратились в эффективные истребители танков и в этом качестве активно использовались на всех фронтах вплоть до самых последних дней войны. В их боевой биографии немало славных страниц. Так, в начале сентября 1942 года под Сталинградом машина 244-го батальона штурмовой артиллерии под командованием обер-вахмистра Курта Пфрендтнера уничтожила 9 советских танков всего за 20 минут, а экипаж Хорста На-уманна из 184-го батальона штурмовой артиллерии в период с 1 по 4 января 1943 года в ходе тяжелых боев под Демянском подбил 12 советских танков. Самым же известным асом штурмовой артиллерии войск СС считается штурмбанфюрер СС Вальтер Книп, командир 2-го батальона штурмовой артиллерии танковой дивизии «Дас Рейх». С 5 июля 1943 по 17 января 1944 года его подразделение уничтожило 129 советских танков. Возможно, эти цифры несколько и завышены, но факт, что в умелых руках и при использовании грамотных тактических приемов штурмовые орудия StuG III, а точнее StuG 40 Ausf. G, представляли собой исключительно грозное оружие, сомнению не подлежит.
Еще одним доказательством высоких боевых качеств самоходок StuG III является то, что даже в 50-е годы они состояли на вооружении армий Румынии, Испании, Египта и Сирии.
Технические данные танка StuG III |
||
StuG III Ausf. С |
StuG 40 Ausf. G | |
База |
средний танк PzKpfw III Ausf. H | средний танк PzKpfw III Ausf. G |
Боевая масса | 22,0 т | 23,9 т |
Экипаж | 4 человека | 4 человека |
Габаритные размеры |
||
Длина |
5500 мм | 6770 мм |
Ширина | 2950 мм | 2950 мм |
Высота | 1960 мм | 2160 мм |
Броня |
||
Лоб корпуса и рубки | 50 мм | 80 мм |
Борт | 50 мм | 30 мм |
корма | 30 мм | 30 мм |
Крыша и днище | 16 мм | 19 мм |
Вооружение | 75-мм пушка StuK37L/24 | 75-мм пушка StuK40L/48, 7,92-мм пулеметMG34 |
Боекомплект | 44 выстрела | 54 выстрела,
1200 патронов |
двигатель | «Майбах» HL120TRM, карбюраторный, мощность 300 л. с. | «Майбах» HL120TRM, карбюраторный, мощность 300 л. с. |
Скорость по шоссе |
40 км/ч |
40 км/ч |
Запас хода по шоссе |
165 км |
155 км |
Запас хода по рокаде | 95 км | 95 км |
Удельное давление на грунт | 0,93 кг/см2 | нет данных |
Преодолеваемые препятствия |
||
подъем | 30° |
30° |
высота стенки | 0,6 м |
0,6 м |
Ширина рва | 1,9 м | 1,9 м |
Глубина брода | 0,8 м | 0,8 м |
Данные по количеству созданных танков и их модификаций
-
Модель Период выпуска Количество Ausf. A 01/1940-05/1940 30
Ausf. В 06/1940-05/1941 320
Ausf. С 05/1941-09/1941 50
Ausf. D 05/1941-09/1941 150
Ausf.E 09/1941-03/1942 272
Ausf. F 03/1942-09/1942 360
Ausf. F/8 09/1942-12/1942 334
Ausf. G 12/1942-03/1945 7893