Истребитель танков «Хетцер»
ГЕРМАНИЯ • 1944
После захвата Германией Чехословакии в руки победителей попал полностью готовый к производству очень неплохой для своего времени легкий танк TNHP (LT-38), который под обозначением PzKpfw 38(t) был принят на вооружение вермахта и принимал участие практически во всех кампаниях второй мировой войны. Но к 1943 году PzKpfw 38(1), естественно, уже безнадежно устарел и практически полностью утратил свою боевую ценность, хотя его шасси по-прежнему представляло собой исключительно удачную конструкцию, и не использовать его в качестве базы для разработки различных типов легких бронированных машин было бы просто неразумно.
Поэтому вполне логично, что, когда в марте 1943 года начались работы по созданию нового легкого и одновременно достаточно хорошо бронированного истребителя танков, при выборе базы для него было выбрано именно шасси PzKpfw 38(t). После завершения испытаний трех построенных к марту 1944 года прототипов (а их результаты превзошли все ожидания) новая боевая машина была принята на вооружение вермахта и получила официальное обозначение Jagdpanzer 38(t) «Хетцер» («Охотник»).
С апреля 1944 года серийный выпуск легких противотанковых самоходных артиллерийских установок, оказавшихся к тому же простыми и дешевыми в производстве, начался на заводах фирмы ВММ (бывшая ЧКД), а затем в сентябре к ним присоединились и заводы «Шкоды». Немаловажным обстоятельством, способствовавшим оперативному развертыванию и быстрому наращиванию объемов производства, являлось и то, что в то время промышленные предприятия на территории Чехии еще не подвергались шиширокомасштабным бомбардировкам авиацией западных союзников, которые сильно осложняли работу промышленности на территории Германии. Всего за небольшой период времени с момента начала производства и до конца войны было выпущено сравнительно большое количество истребителей танков «Хетцер» — 2584 единицы.
В ходе серийного производства конструкция самоходки постоянно модернизировалась как с целью повысить боевые характеристики, так и упростить техпроцесс. Одной из последних модификаций был «Хетцер Старр» с безоткатной пушкой, энергия отдачи при выстреле из которой отводилась прямо на несущие конструкции корпуса. Благодаря использованию такого орудия конструкторам удалось освободить дополнительное место в боевом отделении и увеличить углы вертикальной наводки, однако довести механизм до ума до конца войны так и не удалось. Кроме того, планировалось наладить выпуск модификации с пушкой StuG42 калибра 105 мм и варианта Jagd-panzer 38(d) с дизельным двигателем. Эти работы завершить также не удалось.
Но и без этих нововведений в целом «Хетцер» оказался лучшей легкой противотанковой самоходкой второй мировой войны — подвижной, хорошо вооруженной и достаточно неплохо для своего класса машин бронированной. Он имел беспрецедентно низкий корпус, что бьло очень удобно для действий из засад, отличавшийся большими углами наклона лобовых, бортовых и кормовых броневых листов, толщина которых варьировалась от 20 до 60 мм. В связи с увеличением массы, по сравнению с базовым танком PzKpfw 38(c), ходовая часть самоходки была усилена и расширена. Интересной новинкой стала установка на крыше корпуса «Хетцера» дистанционно управляемого пулемета калибра 7,92 мм. Его обслуживал заряжающий, а для наведения использовался специальный перископ. 75-мм пушка, бронебойный снаряд которой с расстояния в 1000 м пробивал наклоненный под углом в 30° броневой лист толщиной 87 мм (подкалиберный — 97 мм), прикрывалась маской типа «свиное рыло», обеспечивающей более высокую степень бронезащиты.
Боевое крещение истребители танков «Хетцер» получили в июле 1944 года, а затем активно и очень успешно использовались на всех фронтах до самых последних дней войны.Кроме линейных машин на базе «Хетцера» бьло изготовлено 20 огнеметных танков, 30 самоходных артиллерийских установок, вооруженных 150-мм гаубицей sIG 33, и 170 БРЭМ.
После второй мировой войны машины этого типа производились в Чехословакии под обозначением ST-1 и состояли на вооружении чехословацкой армии до середины 50-х годов, а швейцарской — даже до конца 60-х. Это свидетельствует об отличных боевых качествах легкого истребителя танков «Хетцер».
-
Технические данные истребителя танков «Хетцер»
База легкий танк Боевая масса 15,75 т Экипаж 5 человек Габаритные размеры
длина 6380 мм ширина 2630 мм высота 2170 мм клиренс 420 мм Броня
лоб 60 мм борт корма 20 мм
Вооружение 75-мм противотанковая пушка
РаК 39 L/48,
7,92-мм пулемет
МС 34 или MG 42Боекомплект 41 выстрел, 1200 патронов
Двигатель «Прага» АС 2, карбюраторный, мощность 160 л. с. Скорость по шоссе 42 км/ч Запас хода по шоссе 260 км Удельное давление на грунт 0,85 кг/см2 Преодолеваемые препятствия
ширина рва 1,5 м высота стенки 0,65 м глубина брода 1,0 м