Германия
Согласно положениям кабального Версальского договора потерпевшейпоражение в первой мировой войне Германии запрещалось заниматься разработкой и производством боевой техники, поэтому все свои работы в этой области немцам приходилось тщательно скрывать. Это касалось, естественно, и танков — основной ударной силы сухопутных войск. Поскольку единственной лазейкой для создания подобной техники бы-ли малые бронированные невооруженные учебные машины весом до 5 т, то за нее и ухватились.
Еще в начале производства первого серийного танка вермахта PzKpfw I многим специалистам, а в первую очередь Хайнцу Гу-дериану, было ясно, что не только для создания полноценных бронетанковых войск, но и даже для временного (до появления более мощных боевых машин) их оснащения танков с чисто пулеметным вооружением явно недостаточно. Поэтому уже в конце 1934 года Управлением вооружения сухопутных войск Германии были сформулированы тактико-технические требования.
Еще на заре создания возрождающихся после освобождения от оков Версальского договора вооруженных сил Германии главный идеолог немецких бронетанковых войск Хайнц Гудериан предложил использовать для их оснащения два основных типа боевых машин (уже представленные вниманию читателей легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II создавались, в первую очередь, в качестве учебно-тренировочных). Первый тип планировалось вооружить противотанковым.
После того как в начале 30-х годов в Германии была четко сформулирована агрессивная военная доктрина и окончательно сложилась система принципов и тактических приемов применения бронетанковых войск (как показала практика, самая передовая в мире на тот момент), все силы были брошены на создание соответствующей материально-технической базы. Если легкие танки PzKpfw I и PzKpfw II строились в первую очередь из расчета на то, что они.
В 1935 году полковник Эрих фон Манштейн, прославившийся впоследствии как командующий крупными бронетанковыми соединениями на полях сражений второй мировой войны, выступил с предложением создать в структуре вермахта специальные подразделения мобильной штурмовой артиллерии, оснащенные построенными на гусеничном шасси, хорошо защищенными броней.
Желание командования германской армии оснастить войска мобильными средствами борьбы с танками противника привело к созданию специалистами фирмы «Алкетт» в 1939 году первой серийной противотанковой самоходной артиллерийской установки вермахта. Новая боевая машина была получена в результате простой переделки устаревшего к тому времени легкого танка PzKpfw I Ausf. В, заключавшейся в замене башни на коробчатую открытую сверху и сзади рубку с чешской 47-мм противотанковой пушкой А9.
В sIG 30 было установлено тяжелое пехотное 150-мм орудие sIG 30 вместе с лафетом и колесами, что заставило проектировщиков «построить» вокруг него несуразное громадное сооружение из 10-мм бронелистов. И хотя на серийных самоходках более современная гаубица sIG 33 устанавливалась на специальных подпорках без колес, рубка для защиты крупногабаритного орудия и его расчета все равно имела устрашающий вид. Гораздо более многообещающим и перспективным, хотя он и был значительно более сложным по конструкции, специалисты посчитали проект, предложенный фирмой MAN, имевший традиционную.
Гораздо более многообещающим и перспективным, хотя он и был значительно более сложным по конструкции, специалисты посчитали проект, предложенный фирмой MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, а также обладавший большим запасом хода, чем машина фирмы «Даймлер-Бенц». Для устранения возникших разногласий была создана специальная комиссия, и 13 мая 1942 года Гитлеру представили заключение экспертов по обоим проектам.
Командование вооруженных сил Германии еще в 1937 году выступило с требованием приступить к разработке нового танка, гораздо более мощного, чем строившиеся тогда серийно PzKpfw III и IV. Формально считавшийся тяжелым (из-за 75-мм орудия) PzKpfw IV сравнивать с такими монстрами, как Т-35 или KB, было просто смешно. После начала боевых действий необходимость в создании действительно тяжелой, хорошо вооруженной и сильнобронированной боевой машины, предназначенной для прорыва укрепленных позиций противника, стала еще более очевидной.
В начале 1942 года легкий танк PzKpfw II по причине своей низкой боевой эффективности и несоответствия новым возросшим требованиям поля боя был выведен из состава дейст-. вующих частей и переведен в тыловые части и части обеспечения. Этот шаг позволил использовать его шасси, а значит, и производственные мощности, задействованные ранее на выпуск базового танка, для создания и серийного производства самоходных орудий «Веспе» («Оса») и «Мардер» П. Самоходная артиллерийская установка «Веспе» (полное официальное обозначение 10,5 cm IeFH 18/2 aufPz.II, Wespe (SdKfe.124)) была разработана фирмой «Алкетт» в середине 1942.
Последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой огневой поддержки войск, разработанной конструкторами фирмы «Алкетт», стала 150-мм гаубица, установленная на шасси GW HI/TV, созданное специально для этой цели из уже хорошо отработанных узлов самых массовых серийных танков вермахта PzKpfw III и PzKpfw IV. Хотя первоначально такое решение рассматривалось как временное (до создания специализированного универсального шасси для самоходной артиллерии), получившаяся гибридная конструкция оказалась весьма удачной и затем широко применялась для постройки не только 150-мм самоходной гаубицы, но и эффективного 88-мм истребителя танков.
Принятая в Германии практика проводить отбор запускаемых в производство новых образцов бронетехники на конкурсной основе наряду с бесспорными достоинствами имела также и некоторые негативные последствия, особенно неприятные в условиях острейшего дефицита сырья и материалов. К их числу можно отнести проблему, возникавшую перед конкурсантом-неудачником, остававшимся с некоторым количеством завершенных, но никому не нужных боевых машин. После того как предложенный Фердинандом Порше на конкурс по разработке нового тяжелого танка проект был отвергнут.
Острая нехватка танков вынудила Германию первой в мире развернуть массовое строительство самоходных орудий, что и неудивительно, ведь самоходки были проще и дешевле в производстве, а для их создания можно было использовать базу устаревших или трофейных танков. Для оснащения пехотных дивизий еще в 1939-1940 годах были разработаны штурмовые САУ StuG III, гаубичные sIG 33 и противотанковые Pzjag I. Самоходка StuG III была, безусловно, лучшей, но поскольку изготавливалась она на базе одного из основных танков вермахта, сразу получить ее в достаточном количестве было невозможно. Другое дело САУ sIG 33 и Pzjag I, созданные на базе устаревшего PzKpfw I.
Развитие боевых действий на Восточном фронте заставило командование вермахта серьезно пересмотреть методы использования и тактику действий самоходной артиллерии. Так, штурмовое орудие StuG III после установки длинноствольной пушки превратилось в эффективный истребитель танков, а выполнение его исконных функций было возложено на САУ StuH 42, вооруженную 105-мм гаубицей, и StuIG 33 со 150-мм гаубицей sIG 33. Огневая мощь последней была вполне достаточной, но сама машина, построенная на базе танка PzKpfw III, оказалась явно перетяжеленной и недостаточно защищенной.
В октябре 1916 года военное ведомство Германии, озабоченное весьма успешным применением на фронте английских и французских танков, поручило специальной технической комиссии, состоявшей из таких представителей ведущих немецких компаний, как «Даймлер», «Бюссинг», NAG, «Бенц», «Опель», «Холт-Ка-терпиллер», во главе с начальником 7-го отделения Общего управления Военного министерства (по-немецки сокращенно A7V — отсюда появилось название боевой машины), разработать проект собственного тяжелого танка.
Имея в арсенале превосходную длинноствольную 88-мм пушку, созданную на базе уже отлично зарекомендовавшего себя в борьбе с танками зенитного орудия, немецкие конструкторы предприняли не одну попытку установить ее на танковое шасси, но на первом этапе ни одну из них нельзя было признать по-настоящему удачной. «Элефант» оказался чересчур тяжелой, ненадежной, очень сложной в производстве и обслуживании машиной, а шасси танка PzKpfw ГУ было слабовато для установки массивного орудия и хорошо бронированной рубки. Гораздо более подходящим для этой цели оказалось шасси «Пантеры».
Еще до того как тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» Ausf. H1(E) начал поступать в войска, немецкий генеральный штаб выступил с требованием приступить к разработке еще более тяжелой и мощной машины, призванной своим бронированием и вооружением превзойти все, чем располагала или могла бы располагать в обозримом будущем Советская Армия. В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск выдало старым соперникам — фирмам Фердинанда Порше и «Хеншель» – техническое задание, в котором указывались два обязательных условия.
После захвата Германией Чехословакии в руки победителей попал полностью готовый к производству очень неплохой для своего времени легкий танк TNHP (LT-38), который под обозначением PzKpfw 38(t) был принят на вооружение вермахта и принимал участие практически во всех кампаниях второй мировой войны. Но к 1943 году PzKpfw 38(1), естественно, уже безнадежно устарел и практически полностью утратил свою боевую ценность, хотя его шасси по-прежнему представляло собой исключительно удачную конструкцию, и не использовать его в качестве базы для разработки различных типов легких.
Следуя традиции, сформировавшейся еще в первые годы войны и заключавшейся в использовании уже стоящего на вооружении танка для переделки в САУ путем установки на его шасси пушки большего калибра, немецкие конструкторы сразу же увидели в тяжелом танке PzKpfw VI Ausf. В «Тигр» II прекрасную базу для создания чрезвычайно мощной самоходки. Поскольку сам танк был вооружен 88-мм пушкой, то ставить на САУ следовало, по логике, более мощное 128-мм орудие, также созданное на базе зенитного. Хотя начальная скорость его снаряда была меньше, чем у 88-мм пушки.
Посте катастрофы под Сталинградом на основании полученного в ожесточенных уличных боях горького опыта немецкими специалистами в области бронетанковой техники была разработана концепция тяжелого самоходного штурмового орудия поддержки пехоты, предназначенного для ведения боевых действий в городах и уничтожения сильно укрепленных точек противника. Развивая идею, генеральный инспектор танковых войск вермахта Хайнц Гудериан предложил установить на танковое шасси реактивную установку большого калибра.
Идея создания сверхтяжелого танка в разное время привлекала внимание танкостроителей многих стран мира. Проектами стальных монстров занимались в Советском Союзе, Соединенных Штатах, Великобритании, Японии. Но все они остались на бумаге, и лишь немецким конструкторам удалось воплотить идею в реальность, причем сделали они это в крайне тяжелых условиях второй мировой войны, затратив огромные средства и большое количество дефицитных материалов. Все началось 8 июня 1942 года на совещании, посвященном вопросам дальнейшего развития танкостроения.