









ВЕЛИКОБРИТАНИЯ • 1940
Танк Мк III «Валентайн», построенный фирмой «Виккерс-Армс-тронг» в инициативном порядке, по принятой в межвоенный период в армии Великобритании классификации относился к числу танков поддержки пехоты, для которых требование мощного бронирования превалировало над всеми другими боевыми качествами. Но широкое использование в процессе разработки нового танка конструкторами фирмы «Виккерс» ряда узлов и агрегатов своих крейсерских танков, уже строившихся по заказу Военного министерства, привело к тому, что появившийся на свет «Валентайн» был, скорее, хорошо бронированным крейсерским танком, чем чисто пехотным. И именно унаследованная от пехотных танков невысокая скорость стала основным недостатком, постоянно дававшим о себе знать при действиях на открытой местности. По принятой же в большинстве других стран классификации его можно отнести к легким (боевая масса — 16 т), хотя по толщине лобовой брони (65 мм) «Валентайн превосходил иные тяжелые машины.
Главной особенностью конструкции танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам так, что они взаимно замыкались, и сборка выполнялась простым соединением отдельных дет. лей болтами и заклепками. Кроме того, с появлением «Вале тайна» ушли в прошлое дискуссии о возможности применения автомобильных агрегатов в танкостроении — он стал первой полноценной боевой машиной (если не считать советских легких плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40) с широким их исиспользованием в моторно-трансмисси-онном отделении.
«Валентайн» стал, несомненно, одним из важнейших английских и, как оказалось, пожалуй, наиболее удачным легким (опять же по принятой в большинстве стран классификации) танком второй мировой войны. Неслучайно в период с 1940 по 1944 год со сборочных линий заводов сошло 8275 машин. 1420 танков были построены в Канаде.
Ни один другой танк того времени не имел столько модификаций, как «Валентайн». Только в качестве боевого танка машина строилась в одиннадцати версиях (от Мк I до Мк XI). Не станем вдаваться в особенности каждой из них, скажем лишь, что модернизация танка велась в первую очередь в направлении увеличения калибра орудия и мощности двигателя. Попутно устранялись выявлявшиеся в процессе эксплуатации мелкие недостатки.
В составе английской армии «Вален-тайны» получили боевое крещение в Северной Африке в 1941 году . Все последующие модификаций этого танка использовались на том же театре военных действий вплоть до окончания африканской компаний . Эксплуатировавшиеся в сложных условиях пустыни «Валентайны» своей надежностью и выносливостью заслужили прекрасную репутацию Небольшое количество Валентайнов было отправлено в Бирму , несколько машин усилили гибралтарский гарнизон. 1388 канадских Валентайнов , вместе 2394 машинами, собранными в Великобритании (все с 40- и 57-мм пушками), в соответствий с программой лендлиза были поставлены в СССР, где сразу же завоевали любовь танкистов за простоту конструкций и надёжность. За то вооружение Валентайнов откровенно разочаровало: калибр орудий, установленных на танках, на Восточном фронте уже давно стал анахронизмом в Ряде случаев вместо слабых английских пушек советские специалисты устанавливали отечественные танковые пушки калибра 76,2 мм . В 1944 к моменту вторжения в Нормандию, «Валентайн» уже перестал считаться основной боевой машиной, но его шасси послужило базой для создания плавающих танков «Валентайн» DD, мостоукладчиков, огнеметных танков, нескольких вариантов минных тральщиков и ряда других типов бронированных машин самого различного назначения. Именно в таком виде Валентайны в большом количестве появились во Франций .
Технические данные Mk III «Валентайн» | |
Боевая масса | 16,25 т |
Экипаж | 4 человека (Mk III и IV) |
Габаритные размеры | |
длина | 5893 мм |
ширина | 2634 мм |
высота | 2279 мм |
Броня | от 8 ло 65 мм |
Вооружение | Мк I -VII …2-фунтовая пушка
OQF калибра 40мм, 7,92-мм пулемет Besa |
Mk VIII-X | 57-мм пушка, 7,92-мм пулемет BESA |
Mk XI | 75-мм пушка, 7,92-мм пулемет BESA |
Боекомплект | 79 выстрелов, 3150 патронов (Mk III) |
Броня | от 8 до 65 мм |
Двигатель | |
Мк I | ЛЕС, карбюраторный, мощность 135 л. с. |
Мк II, III, VIII | АЕС, дизельный, МОЩНОСТЬ 131 Л. С. |
Мк IV, IX | «Дженерал Моторс», дизельный, мощность 138 л. с |
Мк X, XI | «Дженерал Моторс»,
дизельный, мощность 165 л. с |
Скорость | |
по шоссе | 24 км/ч |
по рокаде | 13 км/ч |
Запас хода по шоссе | 144 км |
Удельное давление на грунт | 0,70 кг/смг |
Преодолеваемые препятствия | |
ширина рва | 2,36 м |
Высота стенки | 0,91 м |
глубина брода | 0,9 м |