









ВЕЛИКОБРИТАНИЯ «1917»
Накопленный опыт использования средних французских и собственных тяжелых танков привел к распространению среди британских военных мнения о необходимости дополнить тяжелые боевые машины более подвижными легкими, которые могли бы стать своего рода «стальной кавалерией», способной развивать успех при прорыве укрепленных линий противника тяжелыми танками и действовать в его оперативном тылу.
В соответствии с теоретическими предпосылками, разработанными горячим приверженцем этой идеи начальником штаба Королевского танкового корпуса полковником Дж. Фулле-ром, англичане приступили к конструированию среднего танка. В связи с тем, что на фирме У. Фостера в Лидсе его проект был готов еще до поступления от военного ведомства заказа на такую машину, он и стал первым британским танком с размещением вооружения во вращающейся башне.
Опытный образец был изготовлен в декабре 1916 года, прошел испытания в феврале следующего года, а в июне 1917 года последовал заказ на 200 машин. Однако из-за возникших технологических сложностей с производством башен от них пришлось отказаться, и в результате в декабре 1917 года танк пошел в серию в безбашенном варианте.
В марте 1918 года первые серийные танки, получившие обозначение Мк А, сошли со сборочной линии завода. Новая машина развивала скорость, более чем вдвое превышавшую скорость танка Мк IV, и по этой причине Мк А получил неофициальное название «Уиппет» («борзая»).
Экипаж из трех человек и вооружение, состоявшее из четырех пулеметов, размещались в кормовой рубке. Основной особенностью машины были два двигателя, каждый со своей коробкой передач, находившиеся вместе с бензобаками в передней части корпуса и приводившие в движение каждый свою гусеницу. При выходе из строя хотя бы одного мотора машина двигаться дальше не могла.Несмотря на увеличение максимальной скорости, из-за того, что подвеска танка осталась жесткой, реальная скорость танков Мк А при движении по бездорожью осталась по-прежнему невысокой.
Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, чтобы вести его, да и обзор из кормовой рубки был неважным. Тем не менее по надежности Мк А заметно превосходили своих более тяжелых «коллег». Танкисты говорили, что «борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию. Тяжелым боевым машинам Mk I — Мк V из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.
Первые танки Мк А поступили в войска в марте 1918 года, а боевое крещение нескольких первых «Уиппетов» состоялось в бою в районе Мэйн-Мэйс 26 марта. 8 августа того же года в сражении под Амьеном участвовало уже 96 машин этого типа, и там они впервые в истории танковых войск совершили нечто, похожее на оперативный прорыв: оторвавшись от своей пехоты, танки в сопровождении кавалерии провели впечатляющий рейд по тылам немецких войск.
Трофейные «Уиппеты» использовались в немецкой армии. Они также состояли на вооружении войск интервентов и белогвардейцев во время гражданской войны в России, а затем в качестве трофеев даже попали в Красную Армию, где под названием «Тейлор» (по фамилии конструктора двигателей) эксплуатировались вплоть до начала 30-х годов. В начале 20-х годов несколько танков было продано в Японию.
В британской же армии танки Mk A служили недолго — вскоре после войны они были заменены более совершенными средними танками Мк В и Мк С.
Технические данные Мк А «УИППЕТ» | |
Боевая масса | 14 т |
Экипаж | 3 человека |
Габаритные размеры | |
длина | 6080 мм |
ширина | 2620 мм |
высота | 2750 мм |
Броня | от 6 ло 14 мм |
Вооружение | 4 пулемета |
Двигатель | «Тейлор» два мощностью по 45 л.с. |
Удельное давление на грунт | 0,95 кг/см2 |
Скорость по шоссе | 14 км/ч |
Запас хода | 130 км |
Преодолеваемые препятствия | |
ширина рва | 2,1 м |
Высота стенки | 0,75 м |
глубина брода | 0,8 м |