Разведывательные бронеавтомобили на колесах и на гусеницах Часть 1
По условиям Версальского договора райхсвер вначале не мог иметь никаких бронированных машин. Вскоре, правда, ему было разрешено иметь ограниченное число бронированных армейских автомобилей для перевозки людей (команд, расчетов и пр.). Эти машины представляли собой варианты полицейских специальных автомобилей первых послевоенных лет. Поскольку, однако, эти машины не обладали достаточной проходимостью, их невозможно было использовать в полевых условиях и, кроме того, их было очень мало. Стотысячная армия для учебных целей была вынуждена обходиться макетами танков.
Начало было положено в 1925 г. с самых примитивных обтянутых брезентом каркасов из стальных труб, которые имели очертания бронированной боевой машины и передвигались на трех велосипедных колесах. Эти макеты перемешали по местности два человека. Тем не менее, дело пошло, и в 1928 г. перешли уже к моторизованным танковым макетам. После того, как макеты на грузовых машинах не зарекомендовали себя должным образом, для этих целей стали использовать шасси легковых автомобилей, и в частности, на первых порах это было шасси »Ганомаг»2/10 л.с. затем »Дикси» 3/15 л. с. Начиная с 1935 г., когда было еще слишком мало бронированных боевых машин, вплоть до начала войны, использовался »Опель» Р4 и, наконец, начиная с 1941 г. – даже соответствующим образом оборудованный кюбельваген фирмы »Фольксваген». В то время как упомянутые макеты были подделками под бронированные боевые машины, начиная с 1930 г. уже появляются сведения о разведывательных бронеавтомобилях. Эти машины соответствовали по форме и размерам тогдашним зарубежным образцам, причем следует отметить, что кузова использованных для этого шасси »Адлер» стандарт 6″ были выполнены вовсе не из броневой стали, а из мягкого стального листа. Аналогичные кузова с 1932 по 1934 г. изготовлялись, хотя и с легкими, но, по крайней мере, настоящими бронированными кузовами, разработанными предприятиями «Дойче Эдель-шталь-Верке» в Крефельде. Так возникли пулеметный автомобиль Sd Kfz 13 и автомобиль радиосвязи Sd Kfz 14. Эти машины участвовали в походе в Польшу. Первые по-настоящему боеспособные в полевых условиях легкие разведывательные бронеавтомобили появились а 1936 г. Для них было использовано типовое шасси для тяжелого легкового автомобиля, которое характеризовалось приводом на четыре коле-са, управлением четырьмя колесами и в соответствии со специальным назначением машины расположенным в ее задней части двигателем с V-образным расположением восьми цилиндров. ‘Разработку этих машин взяло на себя железоделательное предприятие »Айзенверк Везерхютте АГ» (Бад Ойнхаузен). Шасси вместе с двигателем постави-ла фирма ‘’Дойче, Эдельшталь, Верке’’, предприятие «Хорх» (Цвиккау), бронированный корпус был изготовлен в Крефельде, сборка выполнена фирмой «Шихау» (Эльбинг), а также на машиностроительном заводе в Нижней Саксонии (Ганновер-Линден). Легкие четырехколесные разведывательные бронеавтомобили производились до 1942 г., и многие из них продолжали использоваться вплоть до окончания войны. Особой любовью у солдат они не пользовались, поскольку часто ломались. В 1941-42 годах фирме «Бюссинг-NAG» была поручена разработка нового четырехколесного разведывательного бронеавтомобиля на основе восьми колесной машины этой фирмы и затем построен «Хорхом», но затем этот проект был отвергнут после того, как на фронте бронированные полугусеничные тягачи Sd Kfz 250 лучше проявили себя, чем соответствующие колесные машины. Здесь следует еще добавить, что в 1937-1938 гг. несколько шести колесных машин »Круппа» были переделаны в бронированные машины для командного состава в высших штабах армии. Небольшое число других бронированных легковых машин аналогичного типа появились в 1939 г. на сконструированном »Хорхом» типовом шасси II
Макеты бронированных машин из листовой стали, установленные в 1930 г на шасси «Адлер», во время маневров рейхсвера в сентябре 1932 г. под Франкфуртом-на-Одере.
С 1929 г. райхсвер располагал моделью »Дикси» 3/15 л. с. с макетом танк. На снимках показаны эти машины во время учений в условиях пересеченной местности, а также при установке съемного кузова.
Для учебных целей вермахт еще до начала войны использовал макеты танков (фирмы по производству кузовов »Гебмюлер», установленные на шасси автомобиля-фургона »Опель» R4. Машины прекрасно подходили для этого, поскольку они были дешевы и неприхотливы! работе. Помимо этого, важна была им быстроходность и маневренность, для того чтобы противотанковая оборона при-выкала к быстрым реакциям. Экипаж машины состоял из двух человек, один из которых стоял у пулемета МG 34 в поворотной башне. Разумеется, танковые макеты служили лишь для целей обучения и упражнений, но не для использования против реального противника, как считали поляки.
Даже Кюбсльвагены »Фольксвагена» использовались во время войны в цепях обучения и совершенствования навыков вождения боевых машин как макеты бронированных боевых машин. Машина имела кузов-башню для установки в ней пулемета. Посадка в машину производилась с кормы. Все снимки сделаны с мае 1941 г.
С 1927 г. фирма «Даймлер-Бенц» занималась разработкой бронированного армейского автомобиля для перевозки команд и расчетов. Машина имела в колес, могла перемещаться вперед и назад с одинаковой скоростью и, кроме того, могла преодолевать водные преграды. Она была оснащена двигателем в 100 л. с. и приводом на все колеей. Проект не был осуществлен по финансовым соображениям. Впоследствии бронемашины заказывались на шасси имеющихся колесных грузовых автомобилей.
Продолжение на другой странице. Читайте далее