Разведывательные бронеавтомобили на колесах и на гусеницах Часть 2
Двигатель у них располагался спереди, а не в задней части, как у легких бронированных разведывательных машин. В стремлении оснастить райхсвер в возможно короткие сроки бронированными транспортными средствами для перевозки людей (команд, расчетов и пр.) или тяжелыми разведывательными бронеавтомобилями Управление вооружений сухопутных войск выдало в 1926-27 гг. соответствующие заказы на их разработку фирмам «Бюссинг», «Дайм-лер-Бенц» и «Магирус». В соответствии с условиями контрактов на фирме «Бюссинг» был выпущен десяти колесный, а у обеих других фирм восьми колесный автомобиль, прототипы которых были одобрены в 1930 г райхсвером. Скоро, однако, стало ясно, что приобретение столь дорогих машин в большом количестве на данный момент невозможно. Тогда было принято решение оснастить шасси моделей полуторатонного трехосного грузового автомобиля повышенной проходимости »Мерседес-Бенц» GЗа, автомобилей »Бюссинг-NAG» G31 и »Магирус» М 206 бронированными кузовами фирмы «Дойче Эдельшталь-Верке» в Крефельде. У произведенных таким образом, начиная с 1930 г.. бронированных разведывательных автомобилей впервые появилась ставшая впоследствии типичной для всех германских автомобилей форма кузова. До 1936 г. было произведено около 1000 шести колесных бронированных разведывательных автомо-билей, которые были тяжелыми и неуклюжими, с малой удельной мощностью, с неудовлетворительной проходимостью. Большая часть их пережила походы в Польшу и Францию, затем они были использованы как учебные., с малой удельной мощностью, с неудовлетворительной проходимостью. Большая часть их пережила походы в Польшу и Францию, затем они были использованы как учебные.
В качестве предшественника шести колесных бронированных разведывательных автомобилей, с использованием приобретенного опыта по производству прежних десятиколесных машин, в 1937 г. на базе разработанных фирмой »Бюссинг-NAG» типовых шасси для германского вермахта возник тяжелый бронированный разведывательный автомобиль. Кузов изготовила фирма «Дойче Эдельшталь-Верке», в то время как сборка производилась на «Германских Заводах» в Киле и на фирме »Шихау» (Эльбинг). Эта модель с восьми колесным приводом, сдвоенным рулевым управлением и с двигателем в зад-ней части машины всем своим видом внушала уважение и работала безупречно, несмотря на сложность ее конструкции. Однако обладала слишком большими габаритами и потому представляла собой в известной мере моторизованную мишень, перемещающуюся по пересеченной местности. В 1943 г. фирма «Бюссинг NAG» разработала новую модель восьми колесного бронированного разведывательного автомобиля, конструкцию в тропическом исполнении, предназначенную главным образом для применения в условиях тропиков. В то время как здесь был совершен переход от обычной рамы с лонжеронами V-образного профиля к само несущему бронированному поддону, высоту машины несколько уменьшили, а слишком бросающиеся в глаза рамочные антенны заменили на стержневые. Кроме того, установили новый дизельный двигатель «Татра» V 12 с воздушным охлаждением, за счет чего в сочетании с крупногабаритными баками удалось существенно увеличить запас хода машины. И действительно, эта машина оказалась превосходно приспособленной к условиям войны в пустыне и в этом плане очень хорошо зарекомендовала себя.
Из колесных машин вермахт располагал, кроме того, некоторым количеством восьмиколесных разведывательных машин типа «Аустро-Даймлер» ADGZ. а также 128 экземплярами колесно-гусеничных «Заурер» РР 7/2. Последние, а также австрийские Motor-Karette были единственными транспортными средствами с двойной ходовой частью, которые действовали в составе германских войск. Они могли быть в любое время по вы-бору переоборудованы с колесного на гусеничный ход и наоборот. Изобретена и разработана эта конструкция была тем самым инженером И. Фолльмером, создателем германских штурмовых бронеавтомобилей Первой мировой войны. Управление вооруженными сухопутными войсками поручило фирме »Заурер» дальнейшую разработку автомобиля с двойным движителем. Так возникли около 10 опытных образцов типа RR 9, бронированного разведывательного автомобиля. Эти разработки в 1942 г. были прекращены, после чего доработку полугусеничных тягачей должна была взять на себя австрийская фирма.
Стоит сказать еще о трофейном французском четырехколесном бронированном разведывательном автомобиле «Панар» Р204. Из 190 единиц 150 машин использовались в разведывательных подразделениях, остальные – в качестве бронированных железнодорожных дрезин.
Фирма »Мягирус» создала в 1928 г. прототип восьми колесного бронированного автомобиля, который в принципе был аналогичен машине фирмы »Даймлер-Бенц», хотя по техническим параметрам существенно отличался от нее. Автомобили обеих фирм имели управление четырьмя колесами, причем колеса переднего и заднего мостов поворачивались одновременно. Это затрудняло маневрирование, в частности, подход на близкое расстояний к укрывающей стене дома.
Фирма «Бюссинг» в период с 1928 по 1932 г. работала над десяти колесным автомобилем. Рулевое управление оказалось самой важной проблемой. Здесь отказались от поворачивающихся колес, а торможение машины осуществлялось с одной стороны, как у гусеничной машины. Это привело к неимоверному износу шин и при быстрой езде было сопряжено с опасностью для жизни. В остальном прототип показал хорошие показатели по проходимости и плавучести.
В 1932 г. рейхсвер получил на вооружение разведывательные автомобили на шасси модели »Адлер стандарт »б». Было две версии машин: автомобиль с пулеметом и автомобиль радиосвязи. Эти машины участвовали в походе в Польшу, а в составе разведывательных пехотных подразделений – даже и в Россию.
Некоторые шасси известного «передка »Крупла» использовались для устройства кузова небольшого бронеавтомобили. Первоначально эти автомобили были задуманы как разведывательные, для командного состава войск или как машины наблюдателей. В предвоенные годы каждое разведывательное подразделение имело по одному экземпляру так называемых штандартных машин (машин знаменосцев).
В 1939 г. было изготовлено 20 этих бронированных автомобилей для командного состава войск. Базой послужило шасси тяжелого легкового автомобиля с двигателем V 8 (V-образное расположение 8 цилиндров) конструкций »Хорх», который установлен здесь спереди, а не сзади, как это имело место у обычных разведывательных автомобилей.
В довольно большом количестве вермахт принял на вооружение изготовленные за период с 1936 по 1942 гг. четырехколесные разведывательные бронеавтомобили с двигателем фирмы »Хорх» с V-образным расположением 8 цилиндров в задней части машины и со стандартным шасси. Полный привод и рулевое управление четырьмя колесами делали машину очень подвижной и маневренной. Благодаря рациональной установке броневых листов корпуса она обладала хорошей пулестойкостью. Лишь механическая часть была довольно-таки сложной, требовала тщательного ухода и часто выходила из строя.
Бронированный автомобиле Круппа с шестиколонным шасси в качестве штандартного автомобиля (автомобиля знаменосца) на параде.
Один из первых шести колесных разведывательных БА, установленный на шасси уже имеющегося грузового автомобиля »Даймлер-Бенц» G 3 а. Машина кажется несколько неуклюжей, но уже проглядывается типичная форма корпуса со скошенными стенками. Шасси шести колесного БА фирмы «Мерседес». От шасси грузового автомобиля оно отличается главным образом, наклоненным под углом 90 градусов колесом рулевого управления, а также вторым рулевым управлением и рабочим местом водителя, управляющего движением задним ходом. Окончательная конструкция шестиколесного разведывательного БА, каким он поставлялся в вермахт до 1936 года. На снимке изображен Sd Kfz 231 с вращающейся башней и 20-мм пушкой.
Продолжение на другой странице. Читайте далее