Поколения грузовых автомобилей бундесвера разнонаправленного назначения Часть 8
Обычные грузовые автомобили полувоенного типа В качестве своего первого оснащения бундесвер получил почти исключительно грузовые автомобили повышенной проходимости, которые были использованы, однако, для чисто дорожных перевозок. Обычных продаваемых в торговой сети грузовых машин было относительно немного в дислоцированных в определенных местах гарнизонах, то (есть преимущественно в аппарате управления. И поколение последующих машин, по первоначальным планам, учитывающим использование машин в тыловых подразделениях, опять-таки должно было состоять преимущественно из грузовых машин повышенной проходимости. То есть предусматривалось различие между грузовым автомобилем, участвующим в боевых действиях, и автомобилем, предназначенным только для пере-возок людей и грузов. Для последнего было характерным более скромное оснащение, более длинная база, более длинная бортовая платформа и более высокая полезная нагрузка. Но в то же время для транспортного грузового автомобиля желательно было оставить полный привод (на все колеса), специальную конструкцию кабины водителя и в целом все те высокие затраты на техническое оснащение машины. То, что последующее поколение грузовых автомобилей было спланировано излишне дорогим, как раз и наведало на размышление, не переборщили ли здесь из самых добрых побуждений! Подобные рассуждения, а также практический опыт показали. что для чисто транспортных целей не требуется вообще никаких специальных автомобилей, поскольку задачи эти дешевле и экономичнее без ущерба для военных могут решать обычные приобретенные в торговой сети грузовые автомобили. Тут требуется лишь «частичная милитаризация» обычных автомобилей, то есть некоторая дополнительная оснастка, которая с точки зрения затрат на фоне столь огромного количества машин не играет никакой роли. В частности, требуется следующее: -электроустановка 24 В со стандартными батареями; -крепления для оружия и комплектов оборудования; -крепления для средних сидений на грузовой платформе (грузовые автомобили до 7 т); -брезент и зеркала, более высокие бортовые стенки; -бортовая платформа с большим сопротивлением скручиванию у грузовых автомобилей 2 и 5 т для перевозки кабины; -крепежные серьги на полу бортовой платформы; -смотровой люк в крыше кабины водителя; -оливковое лаковое покрытие (окраска, принятая в НАТО); безопасные трехслойные ветровые стекла. Итак, второе поколение колесных автомобилей бундесвера будет на 90 процентов со-стоять из обычных автомобилей. Небольшие безрельсовые транспортные средства в обычном смысле этого слова, которые используются в вооруженных силах, – это «Фольксваген» для транспортных целей и автобус «Фольксваген» Хотя в наших вооруженных силах их причисляют также и к легковым машинам. Грузовые автомобили класса полезной нагрузки – это единственные машины, которые остаются в большинстве среди грузовых автомобилей повышенной проходимости так-же и в будущем. Это имеет две причины: с одной стороны, модель «Унимог» имеет такое разностороннее применение, что ее можно использовать в действующей армии как угодно. С другой стороны, двух тонка не может приниматься во внимание как машина для тыла и снабжения или как транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов на дальнее расстояние. Тем не менее бундесвер располагает, помимо своих 17 000 машин »Унимог», еще и примерно 9000 «дюссельдорфских транспортов» фирмы «Даймлер-Бенц». Речь идет главным образом об автомобилях с бортовой платформой типа L 508 D, который существенно отличается от гражданской модификации только взятой машины «Унимог», бортовой платформой. А она опять-таки была необходима для того, чтобы можно было использовать не обладающий повышенной проходимостью грузовой автомобиль грузоподъемностью 2 т для перевозки кабины I. А более мощный 3,5-тон-ный грузовой автомобиль «Мерседес-Бенц» L_ 608 D вообще не используется в войсках, а только лишь в службах управления и снабжения бундесвера для перевозок на ближнее расстояние; Во всех трех классах транспортных грузовых машин грузоподъемностью 5, 7 и 10 т полезной нагрузки вокруг заказа бундесвера соревновались »Даймлер-Бени», «Магирус-Дойц» и МАN Все три фирмы поставили три прототипа, по одному для каждого класса. Военное опробование машин началось летом 1975 г. Интерес сконцентрировался на пятитонках, из которых 22 018 единиц были близки к тому, чтобы на них был сделан заказ, примерно половина из них- с приводом на задние колеса (4×2), а другая половина – с полным приводом (4 х 4). Выбор пал на «Мерседес-Бенц» тип L_ 1017 или L _1017 А, поскольку, как утверждалось, грузовой автомобиль 5 т фирмы «Магирус-Дойц» имеет слишком мало места для водителя и не пригоден для следования в военной колонне. Расположенный вблизи Карлсруэ сборочный цех «Верт Акционерное Общество Даймлер-Бенц» поставил в 1977 г., начав в августе поставки, первые автомобили типа L.1017 А, Когда после этого в декабре 1977 г. бундесвер также среди двухтонных грузовых автомобилей повышенной проходимости предпочел новую модель «Унимог» фирмы «Даймлер-Бенц» модели ее конкурента фирмы «Магирус-Дойц». то у руководства и среди рабочих ульмской фирмы возникло беспокойство. Вслед за этим «по трудовым макрополитическим причинам» был найден компромисс в том плане, что из 22 000 пятитонок. которые первоначально должна была изготовить фирма «Даймлер-Бенц». 7000 машин должны были быть переданы фирме «Магирус». Для ульмской фирмы это означало 410-миллионный контракт, и мир был спасен. Поставки начались в августе 1980 г. Завершиться они должны были в течение 6-7 лет. Стоимость одной пятитонной грузовой машины обоих производителей составляла около 60 000 немецких марок. Заказ на поставку транспортных грузовых автомобилей на 7 т и 10 т полезной нагрузки получила фирма МАN. Обе модели имели привод исключительно на задние колеса и сдвоенные шины. Пяти или шести цилиндровые дизельные двигатели с всасыванием воздуха относились к серии Д 25, которая имела много общих компонентов с серией ОМ 400 фирмы «Даймлер-Бенц». Производство однорядных двигателей и двигателей с V-образным расположением цилиндров этой серии для обеих фирм осуществляется на фирме МАN в Нюрнберге, при этом двигатели данных марок различаются специфическими способами впрыскивания топлива (у фирмы МАN – М-процесс). Точно так же использованные здесь ведущие мосты с планетарными колесными передачами возникли из совместной конструкции и совместного производства обеих названных фирм. В качестве бортовых платформ семи- или десятитонные машины фирмы МАN имеют обычные грузовые платформы в виде поддона, при этом основание выполнено из стали, днище бортовой платформы – из дерева, а бортовые стенки – из алюминиевых стержневых профилей. Небольшая часть десятитонных машин оснащена погрузочным краном «Атлас» грузоподъемностью 1 т Фирма МАN получила заказ на поставку в общей сложности 3762 семитонных и десятитонных грузовых автомобилей, из которых 40 относящихся к тому же семейству автомобилей полно приводных тягачей для автопоезда в составе тягача с полуприцепом и прицепа грузоподъемностью 15 т. Этот комплекс в целом оценивается в сумме свыше 300 миллионов немецких марок, при этом стоимость одного семитонного автомобиля заложена в предварительной смете расходов в сумме около 83 000 немецких марок. Поставки 2400 семитонных автомобилей начались в ноябре 1976 г., а поставки обеих других моделей – в ноябре 1980 г.
Легкий бульдозер 60 л. с. на самоходном шасси со спускаемой на дорожное полотно платформой.
Используемый в инженерных войсках тяжелый бульдозер на ннзкорамном прицепе 25 т, буксируемом грузовым автомобилем. Бульдозер применяется на земляных работах для перемещения грунта на расстояние до 50 м и для грубого разравнивания почвы. Характеристики: дизель 160 л. с, габаритные размеры 5970 х 4180 к 3200 мм, вес 20 500 кг, скорость движения 8 км/ч.
Из-за своего разностороннего применения довольно высоко ценится в бундесвере машина для полевых работ, называвшаяся прежде полевой машиной для перевалочных работ. Речь идет о погрузчике с поворотной стрелой SL. 225 фирмы “Татра” (Любек). Погрузчик поступил в бундесвер в 1961 г. Было приобретено около 300 машин. Для привода погрузчика служит дизель «Дойц» мощностью 130 л. с. с воздушным охлаждением. Погрузчик с поворотной стрелой весит более 14 т, он развивает усилие подъема 4 т и толкающее усилие в 11т. Полный привод, рулевое управление всеми колесами, скорость 55 км/ч, На неровных дорогах, особенно на старых автобанах, во время движения машину раскачивает, и раскачивание это может достигать угрожающих размеров. Поэтому при длительных маршах погрузчик по возможности стараются перевозить на низко рамном прицепе.
Автогрейдер, имеющийся во всех батальонах инженерных войск. может разравнивать щебень и землю, проводить дренажные канавы, нарезать откосы, убирать снежные за= валы и выравнивать все виды земной поверхности. Его главная задача это устройство дорог и полевых аэродромов. Габаритные размеры струга: 8060 х 2400 х 3010 мм, вес 12 600 кг, скорость 45 км/ч, безостановочная работа в течение 10 ч,
Траншеекопатель состоит иэ двухосного колесного автомобиля и экскаваторной го-ловки, которая при движении на марше укладывается на автомобиль. Глубина копания составляет 1,80 м, ширина траншеи – до 0,85 м, вынутый грунт отбрасывается в сторону, глубина преодолеваемого брода – 0,90 м, габаритные размеры: 8300 х 2500 х 3700 мм, вес – 18 т, максимальная скорость -60 км/ч.
Фирма «Бюссинг» разработала и изготовила в 1966 ’67 гг. прототипы четырехколесного грузового автомобиля-амфибии. Характеристики: дизель 200 л. с, под полом кузова, база 3500 мм, колея колес 2300 мм, габаритные размеры 8000 х 2950 x 2200 мм, шины 16,00-20XL.
Грузовых автомобилей-амфибий 5 т «Столверт» английской фирмы. «Олвис» бундесвер предполагал закупить 100 единиц. В 1966/67 гт. были опробованы два опытных образца машины, после чего, однако, от принятия на вооружение этой модели от-казались. Наиболее важные характеристики машины: восьми цилиндровый карбюраторный двигатель «Роллс-Ройс» 200 л. с. база колес 1520 + 1520 мм. колея колес 2110 мм, габаритные раз-меры 6270 х 2540 х 2540 мм, вес 6400 кг, шины 14,00-20, максимальная скорость 67 км/ч, в воде – 9 км/ч.
Первоначально в амфибийных транспортных подразделениях бундесвера использовался плавающий 2.5-тонный автомобиль DUKW фирмы «Дженерал-Моторс». Использовавшийся еще во Второй мировой войне этот ветеран в 60-е гг. считался устаревшим.
Стандартной моделью тогдашних транспортных соединений, имеющих на вооружении автомобили-амфибии, была американская машина LARC-5 для полезного груза 4500 кг. Эти автомобили предназначены для обеспечения связи между побережьем и теми кораблями обеспечения, которые вынуждены бросать якорь перед побережьем. Однако в 1974 г. батальоны по перевалке «грузов», имевшие на вооружении автомобили-амфибии, были расформированы, а их специальные транспортные средства списаны.
Продолжение на другой странице: Читайте далее..