Новости России




Оружие и вооружение. Новости. Информация о военной технике

Rambler's Top100



Мотоциклы, моторизованные повозки и гусеничные мотоциклы


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Loading ... Loading ...
Оставить комментарий // Версия для печати Версия для печати // Отправить по почте знакомым Отправить по почте знакомым

В германской армии мотоцикл называют Motorrad (моторизованное колесо), Kraftrad («силовое колесо») и сокращенным вариантом этого термина Krad. Раньше в райхсвере, а затем и в вермахте мотоцикл играл несравненно большую роль, чем в теперешнем бундесвере. Прежнее значение мотоцикла обусловливалось разными причинами. Во-первых, он позволял относительно дешево и экономично моторизовать отдельных солдат и даже целые подразделения. Это было в высшей степени важно, поскольку было принято жестко считать расходы на оборону и на вооружение. Только при создании германских военно воздушных сил – люфтваффе – в предвоенные годы начала проявляться та широта в расходовании средств, которая постепенно – и это имело место во всех более или менее крупных армиях – выросла в неуемное разбазаривание денег. Во-вторых, это отвечало той эмоциональной установке, которая царила в умах вплоть до тридцатых годов: посадить подразделения армии на мотоциклы или же на грузовые автомобили, в то время как перевозка офицеров должна осуществляться легковыми автомобилями «в зависимости от ранга». Третьим и самым важным мотивом, однако, является, по-видимому, то. что в мотоцикле видели соответствующую времени замену использовавшейся на полях сражений верховой лошади. Вполне логично смотрелись едущие на мотоциклах солдаты вермахта преимущественно в качестве вестовых или стррлкоя Вестовые на мотоциклах – преемники прежних конных вестовых и вестовых на велосипедах – имелись во всех моторизованных и во многих других соединениях. Стрелки на мотоциклах в 1934-1935 гг. заняли место кавалерии. Они считались элитными подразделениями и прекрасно зарекомендовали себя на всех фронтах. Не оправдало себя лишь их оснащение мотоциклами, из-за чего на чиная с 1942 г они пересели на автомобили-амфибии марки Фольксваген, на тяжелые легковые автомобили и на легкие БА. Стрелки-мотоциклисты превратились в танковых гренадеров, или они вошли в состав танковых разведывательных подразделений. Находящиеся на вооружении вермахта мотоциклы подразделяются на легкие (менее 350 см3), средние (от 350 до 500 смЗ) и тяжелые (от 500 смз и выше), как правило, послед ние снабжались боковыми колясками. Первое время использовались только обычные мотоциклы, серого защитного цвета с багажниками по обе стороны заднего колеса. На вооружении у райхсвера вначале было довольно много (с учетом небольшого в то время парка машин) мотоциклов модели «Виктория K.R 3 (Victorija K.R III) как с коляской, так и без нее. Это была «пятисотка», двухцилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров располагался в направлении хода (то есть не поперек!). Мотоцикл «Виктория K.R. III развивал мощность 14 л. с. и находился в производстве вплоть до 1927 г. За ней последовала модель »К.R. VI» рабочим объемом 600 см3. В 1932 году  появилась модель »KR б Бергмейстер» («KR 6 Bergmeister») с баком на раме и с двигателем, цилиндры…

 

K.R 3 (Victorija K.R III)

K.R 3 (Victorija K.R III)

которого отлиты заодно с верхней частью картера. Она имела уже вполне современный вид. Примерно 3000 этих машин поступили в райхсвер и вермахт. В очень небольшом количестве имелись изготовленные в 1934-1937 гг. модели »Виктория KR8 и КR 9». характерной особенностью которых были наклоненный вперед четырехтактный двигатель рабочим объемом 500 см3 и боковой капот двигателя. Довольно часто вплоть до конца войны можно было видеть вестовых на мотоциклах без коляски, с двигателем »Виктория KR 35» рабочим объемом 350 см3. Этих машин было произведено около 10 000 единиц. Примерно в 1930 г. в райхсвере, и позже в вермахте, были задействованы мотоциклы конструкции BMW. Перед началом войны на вооружении сухопутных войск находились следующие модели машин:

Модели Мотоциклов BMW

Количество цилиндров

BMW

52 Год изготовления1928-1929

2 цилиндра 500 см3 12 л. с.

BMW

62 год изготовления 1928-1929

2 цилиндра 750 смз 18 л. с.

BMW

11 год изготовления 1929-1934

2 цилиндра 750 смз 18 л. с.

BMW

4 год изготовления 1932-1936

1 цилиндр 400 см3 12 л. с.

BMW

12 год изготовления 1935-1941

2 цилиндра 750 см3 18 л. с.

BMW

35 год изготовления 1937-1940

1 цилиндр 350 см3 14 л. с.

BMW

61 год изготовления 1938-1941

2 цилиндра 600 см3 18 л. с.

BMW

71 год изготовления 1938-1941

2 цилиндра 750 см3 22 л. с.

"Армейская модель" NSU 3,5 л. с., с

"Армейская модель" NSU 3,5 л. с., с

«Армейская модель» NSU 3,5 л. с., с двухцилиндровым двигателем с V образным распоожением цилиндров, с противоположно управляемыми клапанами, трехступенчатой коробкой передач и с педальным пусковым механизмом. Во время Первой мировой войны это была самая распространенная в германской армии машина.

Мотоцикл NSU 7,5 л. с. (двухцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 995 см3 ) с боковой коляской и станковым пулеметом. Эта модель NSU) ужо имела пружинную подвеску заднего колеса.

Во время кайзеровских маневров 1904 г. опытное подразделение транспортных войск »Берлин» ввело в действие и с большим успехом 11 неккарзульмеровских мотоциклов NSU, рабочим объемом цилиндра 375 см3, мощностью 4 л. с.

 

 

 

 

 

 

 

Особой популярностью у солдат-мотоциклистов пользовался мотоцикл с рабочим объемом двигателя 750 см3 модели R 12 с коляской, так и без нее. В вермахт машина поставлялась исключительно с однокарбюраторным двигателем мощностью 18 л. с, в то время как гражданская клиентура предпочитала двухкарбюраторный двигатель в 20 л. с Модель В 12 отличали большой запас прочности, удивительное тяговое усилие и относительно высокая допускаемая нагрузка. Боковая коляска машин этого типа была рассчитана на трех солдат с полным снаряжением и там, где это было возможно, с однимпулеметом MG 34.

Вполне удовлетворительно эксплуатировались также модели Цюндапп (Zundapp) K 500 и КЗ 600. Особой благосклонностью у солдат пользовались прежде всего мотоциклы К 800 с боковыми колясками. Эти дешевые машины с четырехцилиндровым двигателем с оппозитно расположенными цилиндрами оказались единственными равноценными с моделью BMW 12. Но у К 800 из-за недостаточного охлаждения задних цилиндров их свечи часто замасливались. На вооружении вермахта имелись более 18 000 мотоциклов КS 600 и около 5000 К 800. Последняя модель была и остается единственным четырехцилиндровым мотоциклом на вооружении германской армии. Большие машины ВМ\М и «Цюндапп» пользовались большой популярностью, хотя их громоздкие двигатели с оппозитным расположением цилиндров были не совсем удобны при движении по пересеченной местности, тем более без боковой коляски. (По этой причине позже у моделей Цюндапп КS 750 цилиндры были слегка скошены вверх: под углом в 170 вместо 180 градусов .) И, наконец, особо следует отметить модель NSU 601 OSL, используемую чаще всего как тяжелый мотоцикл шя вестовых и курьеров. Перед войной и уже во время войны вермахт использовал также обычные продаваемые в магазинах небольшие машины с рабочим обьемом двигателя и категорий, частично – с конвейеров еще работающих предприятий, частично – изъя тых у частных лиц. Не пренебрегали и машиной DKWRT 125 и аналогичными машинами, хотя при этом эти совсем легкие машины в полевые войсковые части, как правило, не поступали. В этой связи небезынтересно заметить, что производство мотоциклов в Гер мании снизилось с 200 000 единиц в 1938 г. до 33 000 в 1944 г.

Уже польская и западная компании зародили сомнение в пригодности бывших в упот реблении мотоциклов для использования их в военных целях, в России же со всей оче видностью проявилось то, что машины гражданского производства не в состоянии вы держивать в должной мере те нагрузки, которые возникают в процессе ведения боевых действий.

Полным провалом закончилось использование легких мотоциклов с рабочим объемом двигателя 250 см3, большинство из которых уже после нескольких дней боевых дейст вий оказались на пределе своих возможностей. Срок службы тяжелых машин измерял ся сплошь и рядом парой недель использования в бою и этого было слишком мало. Ра зумеется, вестовые в штабах и тыловые службы могли пользоваться мотоциклами более длительное время, поскольку они имели больше возможностей осуществлять уход за своими транспортными средствами, однако для непосредственной фронтовой службы обычные мотоциклы не годились, так как они не выдерживали чрезмерных нагрузок. Начиная с осени 1940 г появились, вначале лишь в небольшом количестве и предназна ченные глаеным образом для африканского корпуса, тяжелые, специально разработан ные для вермахта мотоциклы с коляской моделей BMW R 75 и «Цюндапп» К3750. Эти вы глядевшие вполне по-военному машины, с приводом боковых колясок и задним ходом, показали, что они впслне доросли до применения их в самых тяжелых условиях боя. Пер воначально их использовали, помимо всего прочего, также для перевозки легких орудий парашютно-десантных войск, однако вскоре выяснилось, что при загрузке боковой коля ски приподнималось переднее колесо, отчего нарушалась управляемость коляски. Этот недостаток остался без внимания, поскольку начиная с 1942 г широкомасштабные воен но-воздушные операции не проводились. В остальном тяжелые мотоциклы вермахта хо тя и выполнили возложенные на них задачи, однако из-за их сложной конструкции стои мость их была почти вдвое выше легкового автомобиля повышенной проходимости фир мы «Фольксваген», который больше подходил для действующей части благодаря многосторонним возможностям его использования, лучшей зашитой от непогоды и пр. Фирма ВММ выпустила 16 510 мотоциклов модели R 75, а »Цюндапп» даже 18 635. Оба германских мотоцикла с приводом боковой коляски не были, однако, ни в коей ме ре первыми и единственными в своем роде. Соответствующие опыты уже проводились

Мотоциклы модели BMW R4 на параде в Берлине в 1936 г.

Мотоциклы модели BMW R4 на параде в Берлине в 1936 г.

Однако еще задолго до начала войны французы и бельгийцы стали производить аналогичные мотоциклы для военных целей, необычайно тяжелые машины с огромными боковыми колясками. Речь шла, в частности, о следующих моделях:

Французике и бельгийский мотоциклы

»Гном-Рон» (Gnome ot Rhone) АХ 2

804 смэ двухцилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров.

(Франция) FN M 12 SМ (Бельгия)

992 см3 двухцилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров.

»Шароле» (Sarolea) 1000 (Бельгия)

 

978 см3 двухцилиндровый двигатель с опозитным расположением цилиндров.

»Жиллет» (Gillet) 750 (Бельгия)

 

728 см2 двухтактный двухцилиндровый двигатель со сдвоенными параллельно расположенными цилиндрами.

Эти машины и в период оккупации продолжали производиться небольшими партиями, однако ни по конструкции, ни по качеству технического исполнения они не могли сравниться с военными слонами» BMW «Цюндапп».

Оглядываясь назад, можно вспомнить, что стрелки-мотоциклисты, пока они были, и вестовые-мотоциклисты несли свою службу в особо трудных условиях, полагаясь часто только на себя, будучи практически беззащитными, часто подвергались воздействию пыли, грязи, снега, мороза. Почти всегда это были симпатичные парни, готовые прийти на помощь товарищам, однако время их прошло, и оно уже никогда не вернется. Транспортным средством особого рода был оснащен германский вермахт в лице малого или легкого гусеничного мотоцикла фирмы NSU. Его официальное наименование SD. Kfz. 2 и выглядело оно как нечто среднее между мотоциклом и гусеничным тягачом, приводимое в движение 1.5-литровым двигателем фирмы «Опель-. Сама по себе идея гусеничного мотоцикла была не нова. Опыты подобного рода перед Первой мировой войной и затем в тридцатых годах проводили французы при создании транспортного средства для полярных экспедиций. Также в Англии в 1928 г. экспериментировали с «трехосными» машинами повышенной проходимости. В Германии это были «Виктория», а позже и BMW. В конце 1940 г. гусеничный мотоцикл NSU поступил на вооружение в войска. Всего на NSU в Неккарзульме, а с 1943 г. по лицензии и на «Штевер» было произведено в общей сложности 8733 гусеничных мотоциклов. Они были задуманы главным образом как тягачи для перевозки легких орудий парашютно-десантных войск, впоследствии, однако. они предназначались для многих других целей, благодаря их отличной проходимости в условиях бездорожья они успешно использовались прежде всего на Востоке, на раскисших дорогах, а также на узких горных тропах. Аналогичный результат можно бы

ло бы достичь и при меньших затратах на разработку конструкции: можно было бы обойтись и без переднего колеса вместе с его вилкой и рулевым управлением. Этот мотоцикл часто опрокидывался, при этом водитель не имел возможности быстро спрыгнуть с машины. Подъемы или холмы на местности никогда нельзя было преодолевать по диагонали. а только лишь строго по вертикали. Было рекомендовано также избегать резких движений руля управления, а кривые участки пути преодолевать с умеренной скоростью. Несчастные случаи с гусеничными мотоциклами происходили не только по неопытности водителей.

Несколько сотен гусеничных мотоциклов, переживших войну, еще многие годы приносили пользу в сельском и в лесном хозяйстве. Кроме небольшого гусеничного мотоцикла модели НК-101. фирма NSU разработала большой гусеничный мотоцикл НК-102 с двухлитровым двигателем и 5 сиденьями, который, однако, не был принят на вооружение армии. К предшественникам гусеничного мотоцикла NSU принадлежала моторизованная повозка австрийских федеральных сухопутных сил. К этому транспортному средству состальными гусеницами и с рычажным управлением смогли приспособить колеса с пневматическими шинами, в результате чего была достигнута высокая проходимость машины по пересеченной местности в сочетании с хорошей пригодностью ее для движения по дорогам. Изготовленная в 1935 г. моторизованная повозка »Аустро Даймлер» (Austro-Daimler Motor-Karette) (отсюда наименование типа: ADMK) предназначалась для использования ее в качестве тягача для перевозки легких орудий в условиях горной местности. Вермахт вначале не проявил особого интереса к тремстам имевшимся таким машинам и хранил их на складе. Случайно их обнаружил там генерал горнострелковых войск Дистль. Он добился того, чтобы эти транспортные средства были переданы в его распоряжение, после того, как в течение 1940 г. они были соответствующим образом переоборудованы фирмой «Штайр» (Steyr). За счет использования тормоза механизма управления и ходового механизма с пневматическими шинами был устранен ряд недостатков. Помимо этого, машина получила шестиместный кузов. После всех переделок машина получила обозначение «АустроДаймлер» ADMK-WARK, что означало: кузов для войск вермахта, колесно-гусеничный привод.

 

Мотоцикл ''Цюндапп'' К 800 в составе десятой танковой дивизии (1940-1941 гг.).

Мотоцикл ''Цюндапп'' К 800 в составе десятой танковой дивизии (1940-1941 гг.).

Эти машины с двойным двигателем были направлены на фронт в Заполярье для участия в боевых действиях. Насколько известно, ни одна из них не сохранилась после войны.

В заключение хотелось бы отметить еще одно обстоятельство, которое хотя и не имеет никакого отношения к мотоциклам, тем не менее в этой связи может представлять определенный интерес. «Цюндаппом» в Нюрнберге был изготовлен разрабатываемый с 1943 г »Боргвардом» без экипажный и управляемый на расстоянии гусеничный мини танк »Голиаф». который предназначался для доставки подрывных зарядов. Перевозчик более мощных зарядов аналогичного типа, «Шпрингер» («прыгун»), был создан на базе гусеничного мотоцикла на фирме NSU и неоднократно использовался в боях.

 

''Аустро-Даймлер'' ADMK.

''Аустро-Даймлер'' ADMK.

Моторизованная карета 1935 г. на вооружении прежних австрийских федеральных вооруженных сил.

Легкий гусеничный мотоцикл NSU HK 101 с 1,5-литровым двигателем «Опель Олимпия'' 1940-1944 г.

Легкий гусеничный мотоцикл NSU HK 101 с 1,5-литровым двигателем «Опель Олимпия'' 1940-1944 г.

 

Модель ''Аустро-Даймпер'' ADMK-WARK с кузовом в 1940 г.

Модель ''Аустро-Даймпер'' ADMK-WARK с кузовом в 1940 г.

В двадцатые годы считали, что настоящий автомобиль повышенной проходимости должен иметь три оси. Такое заблуждение пытались перенести даже на мотоцикл. Здесь представлены две ранее нигде не публиковавшиеся фотографии опытного образца модели Виктория. У машины на оба задние колеса надета гусеница. Не только в Германии, но и во Франции (см. рис. внизу справа) предпринимались попытки улучшить проходимость мотоцикла по пересеченной местности. Здесь переднее колесо заменено гусеничным ходовым механизмом. Это так же был гусеничный мотоцикл!

 

Мотоцикл на гусеницах

Мотоцикл на гусеницах


Обсуждение данной записи


© 2007-2021 Военный портал ·
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика