Германские танки за период с 1926 по 1945 г. и другие бронированные машины Часть 7
Танки Е, «Маус» и СУ «Карл»
Рассмотрение имеющихся на вооружении вермахта моделей танков открывает для несведущего в этом вопросе человека почти необозримое многообразие типов, часть из которых была необходимой, а часть – излишней. Однако картина будет еще более запутанной с учетом бесчисленного числа идей, планов, разработок, проектов и прототипов, над которыми велась работа в самых разных местах. Например, стоит упомянуть о различных сериях носителей оружия (»Саранча». «Сверчок», «Скорпион», серия «Ардельт»), у которых либо орудие, либо башня танка в сборе должны были с помощью прочно закрепленого подъемного устройства вначале сниматься и затем снова устанавливаться. Рассматривался вопрос и о не бронированных носителях оружия. В связи с этим уже в 1942 г. фирм «Штайр» были разработаны соответствующие опытные конструкции на машинах предварительной серии тягача »Ост», которые так и не были реализованы на практике. Между тем ни в коей мере не довольствовались лишь теми проектами, на которых базировались имеющиеся в наличии типы. Еще в середине 1943 г., когда военная ситуация и^ положение с вооружением были уже довольно напряженными. Управление вооружений сухопутных войск преступило к разработке программы по созданию комплектной серии полностью новых танков. Разумеется, запланированные тогда стандартные типы машин были очень интересными, современными и задуманы они были со всей целесообразностью. однако в то время вряд ли кто мог взять на себя ответственность за то, чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов военной промышленности к разработкам, которые в этой войне совершенно определенно окажутся бесполезными. Для типов Е (типы разработок) было предусмотрено слишком много, а именно 6 основных моделей: Е 5, Е 10, Е 25, Е 50, Е 75 и Е 100, где число обозначало весовой класс или его нижнюю границу, поскольку учитывался наивысший вес оружия в его боевом снаряжении. Этими разработками занимались фирмы «Адлер», «Магируо. «Аргус, -Дуто Унион». MAN, »Даймпер-Бенц», «Майбах» и еще многие другие. До конца войны дальше всех продвинулась модель Е 100, для которой ответственно поработали заводы »Адлер». Прототип без башни был обнаружен войсками союзников на опытном плацу »Хау-стенбек» фирмы «Хеншель».
Однако дело не ограничилось даже этими типами Е. Поскольку независимо от этого профессор Порше также готовил новую серию танков. Речь шла о номерах проектов 245, 250. 255 и прежде всего о проекте 205. Под названным последним номером шла разработка проекта »Маус», подвижного бункера, весом примерно 200 т. для которого в качестве вооружения были предусмотрены пушки калибра 150 мм и 75 мм и два пулемета, Силовая установка разрабатывалась в сотрудничестве с фирмой «Сименс-Шукерт».
«Даймлер-Бенц» должен был разработать по одному двигателю мощностью примерно 1200 л. с. Ходовая часть гусениц шириной 110 см состояла из расположенных по обе стороны 6 роликовых тележек, каждая с четырьмя ходовыми колесами. 2 прототипа, которые к концу войны были почти завершены, были взорваны в Куммерсдорфе незадолго до прихода русских. По найденным ранее составным частям было ясно, что предположительно должны были изготовить 10 прототипов. Если поразмыслить над проблемами, которые приходили на ум в случае перевозки по железной дороге, при преодолении водных преград или при укрытии в безопасном месте такого похожего на мамонта танка, то сразу становится очевидной непригодность его для боевых действий. Однако та гигантомания, которой страдал Адольф Гитлер, как и профессор Порше, явно мешала этим технически одаренным мужам видеть границы между мечтами и действительностью.
И будто «Мауса» фирмы «Порше» и моделей Е 100 «Адлера»’ было недостаточно, управление вооружений сухопутных войск поручило фирме »Крупп» также заняться разработкой этих танков-великанов. Возникли эскизы 110-, 130-. 150-и 170-тонных танков, все они получили название «Мышь Крупна». С одного из таких чудовищ в Эссене сделали деревянную модельв масштабе 1:1. которую переправили в Берлин-Шпандау на фирму «Алькетт», где приступили к изготовлению танка. Дело дошло до испытаний шасси, которое, хотя и отличалось удивительной простотой в обслуживании, быстро завязло глубоко в грунте, как только притормозили одной гусеницей. О дальнейшей судьбе этого танка-великана, по всей видимости, ничего не известно. Кроме этого, у Круппа был еще один проект под названием »Медведь» для мортиры калибра 305 мм. Самый несуразный проект касался 1500-тонного танка с 800-мм пушкой в качестве основного вооружения и с двумя 150-мм пушками в специальных башнях. Передняя броня этой передвигающейся крепости имела, по-видимому, толщину 250 мм с наклоном в 45 градусов.
В этой связи следуе сказато еще об одном монстре, который стоил огромных затрат на материалы и персонал. Разрабатываемый начиная с 1937 г. на фирме »Райнметэлл» »прибор 40″, называемый также мортирой калибра 600 мм «Карл» или «Тор», был предназначен для поражения наиболее толстых крепостных сооружений. Применялся он всего несколько раз. Эта мортира калибра 615 мм с длиной ствола более 5 м была уста-новлена на шасси, выполненном из 12-миллиметровой броневой стали, и перемещалась с помощью гусеничного движителя с 8 или 11 ходовыми колесами, состоящими из нескольких соединенных между собой шин. В качестве привода служил двенадцати цилиндровый дизельный двигатель »Даймлер-Бенц» мощностью 580 л. с. Снаряд весил 3200 кг, а вес машины в боевом положении составлял 124 т. Позже («прибор 041») ка-либр мортиры, которая в то время имелась в 7 экземплярах, был уменьшен до 540 мм при длине ствола в 7,1 м. Дальность стрельбы возросла с 6.8 до 10,5 километра. Шасси мортиры »Карл» фирм «Крупп» и »Райнметалл» собирались использовать для планировавшихся ими пушек калибра 240 мм. Эти разработки, однако, реализованы не были. Хотя это и не входит в рамки настоящей книги, все же следует напомнить о пушке «Дора» калибра 800 мм, этом огромном орудии на железнодорожной платформе для ударов по фортам Севастополя. Для установки и применения этой чудо-пушки требовалось 4120 человек под командой генерал-майора, не считая уже шести специальных поездов и прочих затрат.
Подобные примеры свидетельствуют о том. что у нас во время войны в области вооружений, производства танков и в автомобилестроении (так же. как и в других областях, таких как самолетостроение, судостроение или средства связи) было бесконечно много самых разных, порой чрезвычайно интересных проектов, которые, несомненно, заслуживали то-го, чтобы их проверили в широкомасштабных опытах как в промышленности, так и в войсках. Можно, однако, сказать, что и хорошего здесь было сделано немало. Несмотря на диктаторские полномочия, которыми в то время было наделено политическое и военное руководство страны, даже в критическое для страны время последних лет войны не удавалось жестко контролировать производство различных отраслей экономики и фабричных предприятий, как и не удавалось ставить преграды отвечающим духу времени разработкам, для которых требовались высококвалифицированный персонал, а также часто просто незаменимые материалы. И если, несмотря на это – и вопреки все возрастающим по количеству и по разрушительному действию воздушным налетам – промышленное производство за период с 1943 по 1944 г. достигло просто-таки фантастического уровня, то заслугой а этом была в первую очередь блестящая организаторская работа министра вооружений Шмеера. Разумеется, и он не мог препятствовать тому, что много делалось ненужного в разработках и вносились бесчисленные изменения. Между тем этому способствовало и много сделало руководство вместе с Адольфом Гитлером, Генеральным Штабом и Управлением вооружений и, в частности, учрежденный в свое время для про-фессора Порше «Специальный комитет по танкам», так же. как и вообще честолюбие и зависть конкурирующих и алчных личностей и предпринимателей в промышленном секторе.
Производство танков, а также некоторые замечания по поводу двигателей, авто канистр и других вещей.
Фирмой-поставщиком танка называлась, как правило, та фирма, которая осуществляла конечную сборку машины. Известно было происхождение двигателей, коробок передач и гусеничных движителей, и наоборот, практически неизвестными общественности оставались фирмы, которые занимался разработками и поставкой танковых корпусов или их деталей. В годы становления вермахта вопросами изготовления корпусов тогдашних танков занимался «Германский завод высококачественных сталей» (Крефельд) в качест-ве фирмы разработчика и посевщика, к которому позже в связи с возрастающим спросом на эту продукцию присоединились и другие предприятия. Для производства бро-ни для танков от Рz I до IV необходимо было прежде всего подключить к работе уже в 1935 г. четыре фирмы, в 1937 – семь и в 1943 г. – восемнадцать фирм, которые могли производить броневую листовую сталь и танковые корпуса в сварном исполнении. К ним в период войны присоединились 18 других фирм, которые занимались литыми танковыми деталями (башни, маски, кожуха коробок передач и пр.). Во всяком случае лишь немногие из них могли производить более толстую и самую толстую броню, которая, на-пример, у истребителя танков «Ягдтигер» в лобовой части рубки достигала толщины в 250 Мм. Сегодня невозможно точно знать, какая танковая фирма какие детали поставля-ла какой занимающейся сборкой фирме. Производители отдельных деталей очень час-то менялись в зависимости от того, на что в данный момент существовал острейший спрос, а также в связи с разрушениями во время войны. Сборочным предприятиям предписывалось «склеивать» почти готовую машину частично из изготовленных самостоятельно, частично – из полученных по поставкам узлов, которая затем в управлении артиллерийский-технического и материального имущества получала свое вооружение. радиоаппаратуру, а также возможное специальное оборудование. Все гусеничные машлны вермахта, в том числе и танки, а также полугусеничные тягачи и саперные катера, были оснащены двигателями «Майбах». За годы войны было поставле-но около 140 000 двигателей «Майбах». В 1944 г. завод в Фридрихегафене выпускал ежемесячно 1000 двигателей, и главным образом двигатель НL_ 230 мощностью 700 л. с, устанавливаемый на танках «Пантера» и «Тигр». Таким образом, фирма »Майбах» была в свое время крупнейшим производителем двигателей в Европе. И тем не менее, этой про-дукции было недостаточно для покрытия гигантских потребностей! Поэтому привлечены были для производства двигателей по лицензиям такие фирмы, как «Нордбау-Верхе» (Берлин), «Адлер-(Франкфурт). «Даймлер-Бенц» (Штуптарт). «Ганомаг» (Ганновер). «Кра-усс-Маффай» (Мюнхен). MAN (Нюрнберг), «Ауто унион» «Вандерер» (Кемниц) и другие. Эти двигатели прекрасно зарекомендовали себя в работе. Возникавшие экстремальные условия работы приводили к выходу из строя двигателей, но такие ситуации происходили значительно реже, чем выходы из строя по техническим причинам, например, трансмиссий (особенно промежуточных передач поломки гусениц и ходовых механизмов. По понятным причинам конкурирующие фирмы, такие как «Даймлер-Бенц» и «Дойц», пытались нарушить монополию фирмы «Майбах-Моторен» в германском танкостроении, что одна-ко никогда не удавалось сделать. Мог, конечно, возникать вопрос, почему кроме восьми-колесного разведывательного БА и некоторых прототипов, в немецких танках не применялся дизельный двигатель? Видно, в этом не нашли никакой необходимости, тем более что преимущества и недостатки обеих конструкций при использовании их в танках в ка-кой-то мере компенсировали друг друга. Следует отметить, что профессор Порше, фирма «Юнкере» по настоянию СС занимались разработкой ТД для танков. Генерал Гудериан уже в тридцатые годы твердо отстаивал позицию, что каждый танк должен быть оснащен радиопереговорным устройством.
И если первые серии танков Рz I выпускались без радиостанций, то начиная с примерно 1937 г ни один БА не производился без этого устройства. Это способствовало тому, что в начальный период военных действий вермахт обладал известным превосходством, поскольку бронетанковые войска могли быть использованы более целесообразно и эффективно.
Штабные и разведывательные бронемашины нуждались в радиостанциях дальнего радиуса действия, в связи с этим они долгое время оснащались специально для этих це-лей пригодными, но внешне очень бросающимися в глаза рамочными антеннами. Поскольку эти машины естественным образом привлекали в себе внимание противника, то в последние годы войны было многое сделано для того, чтобы радиофицированные машины внешне ничем не отличались от обычных. Помимо этого, они были оснащены типичным для данного типа машин вооружением, вместо прежних деревянных пушек или макетов из листового железа. Конечно, ради довольно обьемного радиооборудования пришлось отказаться от части боекомплекта. Это не повредило делу, тем более что полный боезапас не всегда имелся в наличии или не всегда его удавалось расходовать. Начиная с 1943 г. почти все средние и тяжелые танки были оборудованы бортовыми эк-ранами толщиной 5 мм, которые в какой-то мере представляли определенную защиту гусениц, включая и ходовую часть. Этим самым надеялись создать дополнительную защиту от кумулятивных зарядов. Некоторые машины получили также перед топливным баком и перед башней дополнительную бронезащиту толщиной 8 мм на максимально большом расстоянии от основной брони. Подобные экраны внешне выглядели эффектными, однако, они чаще всего мешали вести огонь и ограничивали видимость водителя В дальнейшем, правда, недолгое время, многие немецкие танки покрывали бетоноподобным покрытием »Циммерит». которое не позволило бы бойцам противника ставить
Много сил затратили конструкторы на разработку формы корпуса и башни. Эффективность броне защиты улучшается за счет наклона всех стенок вокруг машины. С помощью теоретических расчетов и практических обстрелов машины определяется оптимальный угол наклона стенок. В дальнейшем конструктора очень раздражает и огорчает, когда он видит, как танки бывают порой буквально обвешаны разного рода принадлежностями. траками гусениц, багажом и даже канистрами и баками, что сводит на нет все его усилия. Разумеется, танковые экипажи все это прекрасно понимали. Для экипажа и его «багажа» в танке всегда было слишком мало места.
Тот фатализм, который царит среди упорно сражающихся войск, конечно же, переигрывает естественный страх перед опасностями, что, с одной стороны, может показаться неразумным, а с другой -только он и делает возможным вести войну. Кроме того, здесь не может быть и речи о какой-то малой доле роскоши или удобства, которые создают себе экипажи автомобилей и танков. Разного рода оборудование, гусеницы, а также по-настоящему опасные канистры с топливом они везут с собой не ради удовольствия, просто внутри машин и танков – очень мало места!
Хорошим средством считалась так называемая восточная гусеница. Она была значительно шире обычной гусеницы; танки с такими гусеницами лучше использовались на глубоком снегу. Однако восточная гусеница имела тот недостаток, что при односторонней нагрузке ее верхней части гусеница соскакивала с ведущего колеса, и это случалось, к сожалению, довольно часто.
Отдельные танковые соединения в 1944-45 гг. оснащались инфракрасными приборами ночного видения, что иной раз давало поразительные результаты. Связанные с этим за-траты оправдывали себя лишь в отдельных редких случаях.
В то же время большое значение имела оборудованная светомаскировочным устройством фара, которую с 1940 г. обязаны были иметь все допущенные к эксплуатации маши-ны (в том числе и гражданские). Эта экранированная сверху призменная фара фирмы »Нова-Техник» («Нотек») позволяла передвигаться со скоростью до 60 км/ч. при этом машину ни с земли, ни с воздуха на расстоянии более 500 м заметить невозможно. У автомобилей и танков в задней части был установлен прибор для маршевого движения но-чью или сигнализатор приближения на минимально допустимую безопасную дистанцию. Здесь с помощью экрана нити накала ближнего света можно было по выбору включить нормальный задний свет или четыре слабых зеленых световых поля. Расстояние и интенсивность освещения последних были рассчитаны таким образом, что нормально видящий глаз при движении сомкнутой колонной узнавал четыре света, при движении разрозненным маршем – два, а с воздуха была видна лишь одна полоска света. Вплоть до сегодняшнего дня ни в одной армии во всем мире нет аналогичного или более совершенного устройства для ориентировки по расстоянию.
И, наконец, несколько слов следует сказать о типовой вермахтовской канистре, Этот со-суд, который в пустом состоянии веси! 4 кг, а заполненный двадцатью литрами топлива -20 кг, был довольно удобным а обращении, хорошо укладывался в штабель и при заправке не нуждался ни в каких концах для обтирания. Он зарекомендовал себя с самой хоро-шей стороны Разработана типовая канистра была на фирме «Амби-Будд» в Берлине. Эта и некоторые другие фирмы (в частности, «Карманн») поставляли эти канистры в огромных количествах. И надо же такому случиться, что одна дочерняя фирма американского концерна снабжала германский вермахт типовой канистрой, которая была (и является) более практичной, чем канистра американской армии. Для гусеничных транспортных средств с их огромным расходом топлива вермахтовская канистра не играла столь уж важной роли, однако, если иметь в виду все другие транспортные средства, то совершенно невозможно представить себе, какой бы могла быть война без таких канистр. Когда речь идет о применении танков и моторизованных войск, то непроизвольно начина-ешь думать, чем только не приходилось заниматься стрелкам, канонирам, радистам и телефонистам, шоферам. Вряд ли кто теперь по достоинству оценит самоотверженный труд тех мужчин, которые в составе ремонтных войск по пути на фронт и на самом фронте, полагаясь только на самих себя, без какой-либо мастерской, в жару и холод, под дождем и под палящим солнцем, часто с примитивным инструментом ремонтировали транспортные средства. Без этих неустанных тружеников вся моторизация быстро бы заглохла.
Связанные с вооружением скандалы случались всегда, не только в сегодняшнее время, но и точно так же во времяна Гитлера. Печальный пример этому давет истребитель танков »Тигр» (Р) »Фердинанд» или »Эле-фант».
На разработанном первоначально для тяжелых истребителей танков специальном шасси фирма »Райнме-талл» установила орудие калибра 88 мм. Машина не пошла в серию. Вес ее 38 т, экипаж 8 человек, скорость 55 км/ч.
Поскольку »Ягдтигер» производился на заводах »Нибелунген», где влияние профессор» Порше было велико, тот постарался, чтобы на машине была установлена ходовая часть его собственной конструкции. И действительно, несколько машин были выпущены с ходовой частью конструкции Эта ходовая часть состояла из тележек с торсионами. Тележки были оснащены 8 установленными с напуском катками. Поскольку новая конструкция не зарекомендовала себя с хорошей стороны, то для промышленной серии была сохранена ходовая часть конструкции Хеншеля.
Гитлер осматривает деревянную модель в натуральную величину танка »Маус». Рядом с ним – профессор Порше, сзади него – министр Шпеер. На дороге стоят, частично закрытые деревьями, три использовавшиеся в ставке фюрера автомобиля »Мерседес-Бенц» С 4.
Мортира калибра 600 мм, называвшаяся также «Карл» или »Тор», на самоходном лафете с 11 катками. На фотографии показано, как огромное орудие после произведенного выстрела осело в грунт. для стрельбы снарядами, каждый из которых весил 2200 кг, требовался специально изготовленный на шасси танка Рz IV транспортер для перевозки боеприпасов с 2,5-тонным подъемным краном.
На этом я заканчиваю обзор танков вермахта и перехожу к редкостям вермахта. Продолжение на другой странице: Читайте далее