Редкие экземпляры военной техники вермахта Часть 2
Но четырехосные машины не были забыты. Все четыре опытных образца были в 1940-41 гг. переоборудованы в автомобили-амфибии. Однако они не получили первоначально предусмотренного двигателя с V-образно расположенными восемью цилиндрами, а получили шести цилиндровый мотор мощностью 150 л. с. Четырехосные автомобили-амфибии предназначались для того, чтобы перевозить транспортные средства через реки и другие водные преграды. Они были оснащены простейшим погрузочным устройством, а также мощной лебедкой, которая годилась, на-пример, для буксировки траншее копателя. Во время испытаний на верхнеавстрийских озерах они, по-видимому, хорошо проявили себя, однако до их использования в войсках дело так и не дошло. И. напротив, было реализовано намерение послать на фронт обладающие плавучестью гусеничные тягачи »Ост». Как видно из фотографий, первое, что нужно было для этого сделать, – это поставить на шасси гусеничного тягача кузов в форме лодки. И. наконец, эта серийная машина с кабиной водителя и деревянной бортовой платформой получила дополнительные плавательные средства. Можно легко представить себе, с какой радостью и благодарением Богу бедные солдаты спускались на воду на этом транспорт-ном средстве. И тем не менее летом 1943 г. несколько сот таких плавучих гусеничных тягачей отправились по железной дороге на фронт. Почти полностью неизвестными остались тягачи, способные в равной мере передвигаться по воде и на суше, так называемые тягачи-амфибии. Они выглядели, как огромные лодки, установленные на бронированных шасси. Они были оснащены двигателем «Май-бах» с V-образным расположением 12 цилиндров, частично двигателем мощностью 250 л. с. от 18-тонного полугусеничного тягача, а частично – двигателем 300 л. с. танка Рz IV. Было два различных конструктивных исполнения тягачей-амфибий. Машин модели фирмы «Райнсталь» было изготовлено в 19 39-40 гг. в общей сложности 21 на бойценбургской отечественной верфи братьев Заксенберг, которой фирма «Алькетт» (Берлин) пред-ставила всю необходимую документацию. Две единицы другой конструкции появились в первые годы войны на фирме »Магирус» в Ульме. По меньшей мере два тягача-амфибии прошли испытания в Польше уже в 1939 г. на Буте, притоке Вислы. Осенью 1940 г, они приняли участие в подготовке операции «Морской лев» в Гавре. Начиная с 1941 г. один тягач-амфибия входил в состав каждого десантного батальона инженерных войск. Некоторые машины использовались и в России, в частности, при занятии, а в дальнейшем и при прочесывании острова Эзеля (Саарема). По меньшей мере по одной машине было в Африке, на Балканах и в Заполярье. Последние тягачи-амфибии встретили окончание войны в Дании. До этого два или три секретных автомобиля-амфибии попали в руки русских.
»Типовым дизелем» была также и четырехосная модель машины грузовой автомобиль повышенной проходимости среднего класса на 4 т полезной нагрузки и собственным весом 8,5т, В 1937-38 гг. фирма МАN построила четыре опытных экземпляра этой машины, один из которых и был сфотографирован в октябре 1936 г. на военном плацу а Ордруфе.
В первые годы войны четыре имеющихся восьми колесных типовых дизеля были переоборудованы в грузовые автомобили-амфибии. На фотографии мы видим их во время опытного пробега на озере Траунзее. Насколько известно, в войска эти машины не попали.
»Дэймлер-Бенц» уже в 1934 г. экспериментировала с восьми колесным грузовым автомобилем повышенной проходимости. Это был »Мерседес-Бенц» LG 65/4 с двигателем мощностью 100л. с. Единственный экземпляр этой машины поступил в 1936 г. в управление вооружений сухопутных войск и был продемонстрирован на Берлинской автомобильной выставке.
На двух верхних снимка» показан прототип разработанной на фирме »Штаир» обладающий плавучестью конструкции гусеничного тягача «Ост»
В августе 1943 г. на польской железнодорожной станции была сделана эта фотография: автопоезд, загруженный новыми, прямо с завода гусеничными тягачами-амфибиями, катит на восточный фронт.
Тягач-змфибию можно считать предшественником современных автомобилей-амфибий. Незадолго до войны и в начале ее о Бойценбурге-на-Элибе была изготовлена 21 такая машина. Важнейшие характеристики их: двигатель »Маибах» с V-образным расположением 12 цилиндров, тип двигателя НL.108 ТR или НL 1 20 TRM, четырех ступенчатая ко-робка передач, габаритные размеры 9200 х 3160 х 3130 мм, вес в боевом снаряжении 16 000 кг. Скорость при движении по суше 35, в воде – 12,5 км/ч. Амфибийные тягачи принимали участие в боях на многих театрах военных действий, однако о них мало что известно. Они имели мало шансов сохраниться, поскольку наша сторона не проводила особо крупных десантных операций.
Запланированная на 1940-1941 гг. оккупация Англии («операция Морской лев») не только подкрепляла надежду в полезности сухопутно водных тягачей-амфибий. Изыскивались возможности использования обычных танков как машин, обладающих плавучестью. Не без успеха делались попытки приспособить к этим машинам огромные поплавки . Однако в конце концов лучшим оказалось решение оборудовать примерно 200 таков Рz III и Рz IV так, чтобы они могли теоретически преодолевать водную преграду глубиной до 15 м. Специально обученные этому части образовали позже восемнадцатый танковый полк, входящий в состав 18-й танковой дивизии. В начале похода в Россию этот полк, в составе которого были 30 танков, без единой потери переправился через Буг в погружен-ном в воду положении. Для такой операции 18-метровый воздушный шланг был заменен на стальную трубу длиной 3,5 м (»шнорхель»). Подобные маневры с погружением в воду во время войны уже больше не повторялись. Тем не менее 8 последующих новых конструкциях танков требовалась прежде всего способность машины передвигаться под водой Так. например, первые 500 «Тигров» действительно могли передвигаться под водой на глубине до 4 м. Вскоре, однако, пришлось отказаться от этой возможности, однако и сегодня военные чины высокого ранга хотели бы, чтобы танк мог не толь-ко передвигаться и стрелять, но и нырять под воду и плавать, а, может быть, даже и летать.
Фирма «Магирус» также получила заказ на разработку сухопутно-водного тягача и изготовила даа прототипа. Эти машины показаны на фотографиях. эта машина изображена вместе с бойчен-бургским тягачом амфибией в сентябре 1943 г. на Балтийском море.
Два автомобиля-амфибии фирмы »Магирус» вместе с соединенными с ними понтонными лодками могли использоваться как паром для перевозки через водную преграду танков.
Танк Рz 38 (чешского производства), переоборудованный для операции »Морской лев» а плавучий танк, проходит испытаний о 1942 г. на озере Зеефлигер-хорст.
Танк Рz II с помощью крана опускается в воду. По обеим сторонам башни установлены мерные рейки.
Продолжение на другой странице: Читайте далее