Легковые автомобили повышенной проходимости и европейский джип Часть 2
Входящая в группу «Боргвард» фирма »Голиаф» представила автомобиль повышенной проходимости, который был оснащен двухтактным двигателем с впрыскиванием топлива рабочим объемом 900 см3, а с 1957 г. – четырехцилиндровым четырехтактным двигателем с опозитным расположением цилиндров «Ганза» 1100. Из машин двухтактной конструкции для заводских и войсковых испытаний имелось 15 и 80 машин предварительной серии. Устойчивость машины при движении, подвеска, рулевое управление и тормоза машины »Голиаф» были высоко оценены, в то время как функциональная надежность коробки передач и привод на все колеса послужили поводом для нареканий, »Фирма-Боргвард» ввела поставщиков бундесвера в заблуждение, настояв на ненадежном двухтактном двигателе с впрыском топлива. Когда же был предложен великолепный четырехтактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров, было уже поздно: конкурс выиграл завод DKW. Окончательное решение было принято весной 1956 г. в пользу автомобиля фирмы »Ауто Унион». Ею достоинством был и остается двухтактный двигатель. Автомобиль в целом зарекомендовал себя с самой хорошей стороны. После устранения часто возникавших дефектов сцепления уже не отмечалось существенных нареканий ни к трансмиссии, ни к ходовой части, ни к кузову. Двухтактный двигатель, однако, был мало приспособлен для использования в военном легковом автомобиле повышенной проходимости. Ему недостает крутящего момента, а, следовательно, и гибкости при низких оборотах двигателя. Несовершенная система зажигания и дефекты коленчатого вала, которые часто ограничивают работу двигателя пробегом всего лишь от 10 000 до 20 000 км. отрицательно влияют на безотказность работы двигателя и на надежность его эксплуатации, Смазка топливной смесью, несмотря на наличие смазывающего устройства, является неудовлетворительной с точки зрения обслуживания машины. Но прежде всего вредит пользующееся дурной славой облако газа и дыма из двухтактного двигателя при следовании в колонне, что характерно при эксплуатации машины в войсках. Приходится следовать сзади автомобиля с таким двигателем, если не удается избежать запаха выхлопных газов ни обгоном, ни отставанием на большое расстояние. Разумеется, многие люди имеют нечувствительные носы, у других же это может привести к неприятным ощущениям, вплоть до рвоты. В районах, где проводятся военные маневры, часто можно видеть страдающих солдат, лежащих на обочине дороги… То, что бундесвер надумал в свое время передать разработку легкового автомобиля повышенной проходимости с двигателем DKW фирме «Ауто Унион», объясняется разными причинами. Машина в полной мере соответствовала поставленным требованиям в отношении характеристик. Из трех обсуждавшихся моделей при испытаниях в условиях пересеченной местности эта модель обнаружила наименьшее количество неисправностей или недостатков и потому была отмечена как наиболее созревшая для за-пуска в серию. К этому прибавилось то важное обстоятельство, что фирма «Ауто Уни-он» обязалась в короткий срок поставить любое нужное количество экземпляров автомобиля и по относительно доступной цене (8700 немецких марок), и помимо этого осталось сохраненным (на первых порах) желательное сходство с обычной моделью большой серии. До конца 1968 г. продолжалось производство легкового автомобиля повышенной проходимости фирмы «Дую Унион». В общей сложности было произведено 46 750 автомобилей. из которых 31 000 поступила в состав бундесвера На протяжении нескольких лет двигатель серийной модели претерпел несколько усовершенствований, и начиная с 1955 г отказались от отключаемого привода задних колес, так что машины передвигались, имея лишь полный привод на все колеса. На протяжении последующих 14 лет производства автомобиль не претерпел сколько-нибудь существенных изменений, что свидетельствовало о высоком качестве его конструкции. Лишь двигатель с самого начала давал повод усомниться в правильности выбора легкового автомобиля повешенной проходимости как стандартного транспортного средства для нужд бундесвера, хотя признавались и факторы, говорящие в его пользу.
13 лет разработок европейского джипа: результат равен нулю
В 1962 г. в НАТО возник план: заменить автомобиль DKW французский джип »Гочкисс» и FIAT «Кампаньола» (Campagnola) итальянской армии единым, совместно разработа-ным штабным автомобилем связи (VLC- Vehicule de Commandement et de Liaison). По замыслу высших военных чинов, ЭТОТ автомобиль на ровной дороге должен был развивать скорость 90, а с прицепом – 70 км/ч, следовать за пешей колонной со скоростью всего лишь 4 км/ч, а запас хода у него должен был быть не менее 800 км. При собственном весе в 1 500 кг грузоподъемность машины должна была составить 500 кг (экипаж до 6 человек), а загрузка прицепа – 750 кг. Машина должна была обладать повышенной проходимостью и плавучестью, иметь защиту от бактериологического оружия и маскировку от инфракрасного облучения, радаров и звукопеленгации. Особое внимание уделялось загрязнению воздуха в салоне и вентиляции с помощью падающего экрана, при этом при скорости столкновения 10 км/ч не должны были выходить из строя или отде-ляться никакие детали автомобиля. Стремились к тому, чтобы двигатель работал на не-скольких видах топлива при удельной мощности порядка 40 л. с./т. Планировавшийся штабной автомобиль связи грузоподъемностью 0.5 т называли »Европа-джип». Работы над ним велись с 1965 г., его предполагалось изготовить в сотрудничестве германских, французских и итальянских фирм. Первоначально три промышленные группы решили конкурировать друг с другом, в частности, »Глаз-MAN», »FIAT», Ре-но-Савием», затем »Бюссинг», «Лянча», «Гочкисс» и, наконец, »NSU»,»Мотто-Куззи», »Па-нар-Ситроен». Последняя названная группа выбыла уже после первых испытаний. Фирмы »Глаз» (Дингольфинг) и MAN (Мюнхен) годами уже работали в области создания военных транспортных средств, при этом фирма «Глаз» поставляла типовые кузова-фургоны для натовских 5-тонных грузовых автомобилей фирмы MAN. Прототипы обеих конструкций проходили испытания с 1968 г. в вооруженных силах трех стран, входящих а НАТО. От первоначального намерения завершить эти испытания к концу 1968 г. и ввести окончательную модель в состав вооруженных сил, начиная с конца 1970 г., отказались, к тому же обе конструкции машин особого восторга, по-видимому, ни у кого не вызывали. В начале 1972 г. было принято решение, что »Гочкисс» с его уста- на вливаемым впереди двигателем «Лянча» выходит из игры, в то время как разработанная преимущественно фирмой FIAT (Турин) модель с расположенным в задней части машины карбюраторным двигателем BMW или двигателем для работы на различных видах топлива фирмы MAN должна была быть доведена до стадии серийных испытаний. Фирма »Савием», которая принимала участие а этом проекте, продолжала его разработку. Франция в конце 1972 г. тоже отстранилась от совместной разработки проекта, чтобы не быть препятствием германскому партнеру в части ожидаемых заказов по экспорту. При планировании машины »Европа-джип» исходили из потребности в 50 000 единиц этой машины, из которых 30 000 должны были быть направлены в бундесвер, а вооруженные силы Франции и Италии должны были получить соответственно по 10 000 машин. Позже стали оперировать существенно более скромными цифрами. Автомобиль из-за своей затратной конструкции должен был быть довольно дорогим, поэтому ввод его в плановых цифрах пришлось ограничить только теми воинскими частями, где он был действительно нужен и где он также мог быть использован наиболее целесообразным образом. В этом смысле для бундесвера имело смысл торговаться не более чем за 12 000 машин, французы удовлетворились 2500 машинами, а итальянцы, сославшись на топографические условия своей местности, заявили, что им вообще не нужно никакого автомобиля повышенной проходимости, который к тому же обладает плавучестью. Затем до 1975 г. фирмы FIAT и MAN на двусторонней основе выпустили еще 10 пробных машин, степень готовности которых снова так и не устроила никого. В этой истории чет-ко проявилось то, что этот грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъемностью 0.5 т плавающий» обойдется слишком дорого, поэтому, в конце концов, на исходе 1975 г. от плана «Европа-джип» окончательно отказались.
Бундесвер оснастил некоторые машины производства DKW вспомогательными средствами для перевозки раненых со специальным креплением носилок, от чего, правда, из таких автомобилей настоящих санитарных машин не получилось.
Противотанковая ракетная система »Кобра», здесь – установленная на автомобиль повышенной проходимости фирмы »Ауто Унион» и DKW, – была разработана в свое время фирмой »Бельков» (Оттобрунн), в на-стоящее время фирма МВВ. Дальность действия управляемой ракеты составляла до 2 000 м. Машина DKW 0.25 т использовалась также в качестве носителя безоткатных орудий калибра 75, а также 1106 мм, использовавшиеся в десантных войскам и о истребительных батальонах территориальных войск.
Грузовой автомобиль повышенной проходимости, обладающий плавучестью, грузоподъемность 0.5 т, прототип 1971 г., разработка на трехсторонней основе группой фирм: »Гочкисс», »Ланча», »Бюссинг»
Грузовой автомобиль повышенной проходимости 0,5т, прототип 1972 г., разработка на трехсторонней основе группой фирм :FIAT/MAN »Савием»
Автокар представляет собой небольшое транс-портное средство, разработанное и представленное осенью 1962 г. фирмой »Цвайрад-Унион АГ (Нюрнберг), в то время дочернее предприятие «Фаун». Задуман был этот довольно-таки странный механизм для сельского хозяйства и для подобных работ, однако покупателей для него в то время не нашлось. В 1966 г. завод »Фаун» включил машину в свою собственную программу. И вот этим устройством многоцелевого назначения заинтересовался бундесвер. В 1967 г. было закуплено около 30 машин для их основательного изучения, и оказалось, что мощность двухтактного двигателя рабочий объемом 400 см3 фирмы »Гоггомобиль» была слишком низкой. Поэтому, начиная с 1971 г, заводы «Фаун» стали использовать для тележки четырехтактный оппозиционный двигатель BMW, рабочим объемом 700 см3. В этой модификации десантные войска бундесвера получили в 1974/75 гг. 862 автокара грузоподъемностью 0,75 т.
Продолжение на другой странице: Читайте далее..