Калейдоскоп танков и бронированных транспортных средств бундесвера Часть 8
За боевым танком «Леопард» осенью 1966 г., то есть уже через год после начала его производства, последовал эвакуационный танк «Стандарт». Разработала его фирма «Порше». Серийное производство машины осуществлялось на фирме «Атлас-Мак Машинен-бау» БРЭМ 1 в Киле. От обычного «Леопарда» эвакуационный танк отличался тем, что у него вместо боевой башни были стрела подъемного крана, две лебедки и отвал. В задачу таких рабочих танков входили: эвакуация поврежденного тяжелого оборудования, подъем и перемещение тяжелых грузов, разборка завалов, а также страховка боевых танков при преодолении водных преград или при движении их под водой (с помощью лебедок). До апреля 1969 г. были произведены поставки эвакуационных танков впоследствии названных БРЭМ 11. На базе Bergepanzer бьла создана БРЭМ 2А 1 которая предназначалась для броне-танковых частей инженерных войск и потому в просторечии называлась «саперный танк Стандарт», «саперный танк Леопард» или, с какого-то времени, также «саперный танк 2-(Pionerpanzer 2). От БРЭМ 1 танка I он отличался усиленной гидравлической системой с масло охладителем, большего размера отвалом с насаживаемыми зубьями и почвенным буром, которой за один час мог вырывать до 30 шпуров глубиной 1,80 м. Далее, в саперном тан-ке имелись камеры для размещения в них 600 кг взрывчатых веществ и запалов, а так-же стремянка на стреле. В 1968/69 гг. фирма МаК поставила бундесверу 36 саперных танков. Поскольку башня танка с зенитной установкой «гепард» весит значительно тяжелее башни боевого танка «Леопард», то оснащенные танками «Гепард» соединения получили 100 единиц более мощного эвакуационного танка 2 (точное наименование; БРЭМ 2А2 Bergepanzer 2А2), поставки которого были осуществлены в 1977/78 гг. фирмой МаК. От БРЭМ I БРЭМ 2 отличается краном усиленной конструкции, опорой в задней части машины на правом борту и некоторыми другими особенностями. С 1965 г. велись работы над танком для наведения мостов и переправ, который должен был быть создан на базе танка «Леопард» и гидравлическая система которого должна была в значительной мере соответствовать гидравлике эвакуационного и саперного танка. Он должен был за две с половиной минуты навести 50-тонный мост длиной 22 и шириной 4 м и так же быстро разобрать его. Если прежние орудия такого рода вначале раскладывали свои мосты вверх, а затем откидывали вперед, то бундесвер впервые потребовал применить плоскую схему наведения мостов и переправ. Для опробования были выбраны две системы, фирма «Магирус-Дойц» предложила телескопическую, а «Порше» – свободную систему выдвижения стрелы вперед. Второй способ оказался более целесообразным. В результате бундесвер заказал у фирмы «МаК Машиненбау» в Киле 105 танков «Леопард» для наводки мостов и переправ. При передаче первой серийной машины в ноябре 1973 г. они получили название «Бибер» <Вibеr). Оформление контракта продолжалось до 1975 г. Кроме того, дополнительно были приобретены 124 танковых моста. Возводить все 220 мостов из легких сплавов было поручено фирме «Айзенеерке Кайзерслаутерн» (EWK). В процессе проводимых работ запасные мостовые фермы подвозились на низко рамных шасси. Армия с нетерпением ожидала пополнения новых танков с зенитными установками, с тем, чтобы наконец-то сменить как тактически, так и технически давно устаревшие ЗСУ М-42 в качестве главного оружия противовоздушной обороны. С 1965 г. параллельно существовали две разработки, а именно: финансируемая из федерального бюджета оружейная система «Матадо» фирмы «Райнметалл». а также швейцарский проект «Эрликон-Контравес» (Oerlikor -Contraves) (концерн «Buhrle»). Федеральное Министерство Обороны летом 1970 г. вынесло решение в пользу последней конструкции, оснащенной 35-миллиметровой двухствольной пушкой. Из «танкового зенитного орудия 1», каким было в начале официальное название оружия, к тому времени существовали в общей сложности 6 прототипов, и к этому еще голландская конструкция «С», о которой, правда, ничего не сообщается. В 1973 г. фирме «Краусс-Маффай»было поручено как генеральному подрядчику совместно с фирмами «Эрликон-Контравес». «Сименс», а также «Вегманн» начать серийное производство машины «Гепард» – такое название получила машина за это время. Предварительно, однако, фирма «Эрликон» в 1974/74 гг. поставила бундесверу 12 машин из предварительное серии. От фирмы «Краусс-Маффай» наша армия получила 420 серийных машин за период с декабря 1976 г. по октябрь 1980 г. Цена за одну машину 5,4, це-на за систему – 7 миллионов немецких марок. Электронная часть танка с зенитной установкой «Гепард» составляет 60% общей стоимости машины, в то время как у «Леопарда 1″ первой модификации – всего лишь 5%! Швейцарцы оснастили их проект литой башней, однако позже фирма «Вегманн» разработала для «Гепарда» сварную башню, которую она собрала со всеми комплектующими также и для серии. Имеется здесь и вооружение, со-стоящее из двух автоматических пушек фирмы «Эрликон» L/90 калибра 35 мм, которые теоретически могут за одну минуту сделать 660 выстрелов – весь находящийся в танке боезапас – и поразив цель на расстоянии до 3500 м. В комплект танка входят также самая современная система управления огнем с независимо друг от друга работающими радаром кругового обзора («Сименс») и радаром слежения за целью («Сименс-Албис»), а так-же с вычислительным устройством управления огнем («Котравес»). Начиная с машины № 196. устанавливался также лазерный дальномер. Основная задача «Гепарда» заключается в гом, чтобы защищать сражающиеся войска от нападения с воздуха Применение машины в боевых действиях возможно при любой погоде. На фиксирование цели (на рас-стоянии до 15 км) и ее поражение нашему, безусловно, самому современному в мире танку с зенитной установкой, требуется всего лишь 6 секунд времени! В 1972 г. была впервые продемонстрирована созданная на трехсторонней основе с участием Великобритании, Италии и Федеративной Республики Германии 155-ммллиметро-вая полевая гаубица FН 70. Бундесвер получил новое орудие (дальность стрельбы 24 км, с ракетным ускорителем 30 км) в течение 1978 по 1981 г.. при этом в качестве тягача использовался грузовой автомобиль повышенной проходимости 7 т (6 х 6) последующего поколения. – В 1973 г. была начата также разработка соответствующей 155-мм гаубицы 155-1 (гаубицы 70, называемой позже также гаубица 86). Поддон и башня самоходного лафета состояли из алюминиевой брони, гусеничный движитель был использован от танка «Леопард 1″, а двигатель в 1000 л. с. с V-образным расположением восьми цилиндров был производства «Объединения Моторов и Турбин» (Фридрихсгафен). Германским генеральным подрядчиком по серийному производству предназначенной дня бундесвера танковой гаубицы 214 была фирма «Райнметалл». В походном положении довольно плоское орудие танка имеет в длину около 10 м и в ширину – 3,50 м, с боевым снаряжением машина весила 43 т. Принятие на вооружение в бундесвер гаубицы, которая должна была заменить М-109 С, должно было состояться во второй половине восьмидесятых годов. И, наконец, следует еще упомянуть, что в 1978/79 гг бундесвер получил 60 учебных танков для подготовки водителей. Вместо башни они имеют учебную кабину В ней сидит преподаватель, в распоряжении которого имеется параллельная система управления, что позволяет ему в любое время взять на себя управление, если потребуется скорректировать ошибки при движении. Кроме того в кабине находятся двое учеников, которые могут наблюдать за процессом вождения и получать необходимые указания. Кабина вместе с макетом орудия с помощью балластного кольца может установить точно такой же вес, как и боевая башня танка, а, кроме того, ее можно без проблем заменить на другую. В армии ежегодно готовится до 6000 водителей танков!
Танковый мостоукладчик «Бибер» (для наведения мостов и переправ) в каждой бригадной саперной роте может быть трижды использован для быстрого преодоления узких водных преград, траншей, воронок от снарядов и других препятствий. Особенность данной модели: складывающийся мост продвигается на весу вперед, то есть его не требуется поднимать вверх и опрокидывать вперед.
Созданный на базе БРЭМ саперный танк используется в бронетанковых подразделений инженерных войск для преодоления и создании препятствий, для устройства укрытий и прочих работ специального назначения. Особые отличительные черты машины: 20-тонный кран, отвал, земляной бур. лебедка с тяговым усилием 35 т, зубья для рыхления земли.
Продолжение на другой странице: Читайте далее..