Грузовые автомобили в качестве машин боевого назначения и машин тыла и обеспечения Часть 5
«Татра» уже во время войны разработала совершенно новый автомобиль большой грузоподъемности тип 111с двигателем VI2 воздушного охлаждения, с мостами с независимой подвеской шести приводных колес. Этот автомобиль, двигатель которого устанавливался и в более поздней конструкции восьмиколесного бронированного разведывательного автомобиля фирмы «Бюссинг-NAG», поставлялся с 1942 по 1944 г. в довольно большом количестве армиям союзников. Отдельные наблюдатели не могли не замечать, что в наших войсках не часто можно было увидеть грузовой автомобиль марки «Фомаг», хотя мощности этой фирмы – примерно 100 машин в месяц – были задействованы вплоть до 1943 г. Причина: фирма «Фомаг» изготовляла газогенераторный грузовой автомобиль, который был лучшим из всех такого рода, выпускавшимися другими фирмами, чему способствовал, в частности, несомненный интерес плауэнского завода к газогенераторам. Поэтому и все производство фирмы «Фомаг» было пере-ведено на изготовление грузовых автомобилей, работающих на газогенераторном топливе.
Из трехосного 9-тонного грузового автомобиля »Фаун» был создан тяжелый автомобиль-кран «Фаун» LK5 грузоподъемностью от 7 до 9 г. Он был задействован в составе железнодорожных инженерных войск. Для эксплуатации крана дизельный двигатель автомобиля был переключен на смонтированный на кране генератор, электрический ток которого перемещал кран. Перемешаться можно было с поднятым и зафиксированным грузом. Управление краном и прежде всего перемещение его на рельсах было делом тяжелым и напряженным.
Тяжелые легковые автомобили и легкие грузовые автомобили в составе вермахта отличались в основном лишь различными конструкциями кузова. Многие тяжелые легковые автомобили были переделаны во вспомнить-тельные автомобили с бортовой платформой, автомобили фургоны или в санитарное машины. В последние наиболее часто переделывалась модел «Хорх» 830 BL «Опепь Адмирал», переделаный в санитарный автомобиль. Подобные машины использовались преимущественно для перевозки раненых на полевых аэродромах или в районах военных действий в Германии. Переделанные во вспомогательные транспортные средства для перевозки различных грузов легковые автомобили встречались и в войсковых соединениях на фронте, в частности в пехотных дивизиях. Так же часто переделывались трофейные автомобили.
К тем немногим обычным легким грузовым автомобилям, в которых нуждался райхсвер, были вплоть до тридцатых годов машины «Феномен Гранит» 2500 Н (буква Н означает » армейский). Этот тип машин предпочитался, по-видимому, потому, что многие из этих машин давно использовались в качестве санитарных.
В составе раихсвера имелись автомобили всех марок и типов, особенно в гарнизонных и других подразделениях. Здесь показан автомобиль «Магирус» М 10 (18 л.с. грузоподъемность 1 т) армейской гарнизонной службы в городе Ульме. Подобные автомобили закупались прямо на месте, если они там имелись. Трехтонка «Боргвард» в конструктивном исполнении для нужд вермахта (4 цилиндра, 1,4 л, 33 л. с.) была, очевидно, самым маленьким из серийно выпускаемых грузовых автомобилей, которые входили в основное снаряжение вермахта.
В вермахт ежегодно направлялись примерно 6000 единиц автомобилей «Ситроен» 23 R грузоподъемностью 2 т за период с 1940 по 1943 г. Эти машины отлично зарекомендовали себя.
Полуторка «Опель-Блиц» с серийной кабиной водителя в качестве механического распылителя Kzs 8. Фирма »Розенбауэр» (Линц/Австрия) поставила в 1938 г. в военновоздушные силы (люфтваффе) 175 единиц этой модели. Полуторка «Опель» блиц с открытой кабиной водителя в качестве механического распылителя KzS 8 (кузов фирмы »Магирус») также поставлялась в больших количествах в 1938 г. в Имперское министерство авиации.
Конструкции «малого» автомобиля »Опель-Блиц» грузоподъемностью 1,5 т. 10 000 единиц которого было направлено в вермахт за период с 1938 по 1942 г. Машины были надежными, добротными, безотказными и долговечными.
»Мерседес-Бенц» L 1500 S (1940-1941 гг.) параллельно с типом «А» разрабатывался как легкий грузовой автомобиль, впоследствии, однако, использовался преимущественно как пожарный автомобиль. А модель «1500 А», напротив, применялась для перевозки команд или расчетов.»Штайр» 1500 А также был выпущен небольшой партией качестве грузового автомобиля; он, однако, широко использовался как большой автомобиль для перевозки команд.
Фирма «Ауто-Унион» представила свою модель тип 1500-в начале 1942 г, 2,7-литровый шести цилиндровый двигатель «Вандерер» расположен под кабиной водителя. Вермахт хотя и принял 10 машии предварительной серии, однако впоследствии настоял на том, чтобы фирма «Ваидерер» вместо своей собственной модели изготовляла по лицензии автомобиль «Штайр» 1500 А. Автомобиль «Феномен Гранит»1500 А довольно редко оставался во время воины грузовым автомобилем (в последний раз лишь с типовой кабиной водителя), а в качестве автомобиля для перевозки командных расчетов он использовался лишь в Африканском корпусе. В то же время каждый солдат на фронте хорошо знал отлично зарекомендовавшую себя, надежную санитарную машину этого типа.
Автомобиль «Адлер» W61 имел много общего с моделью »Адлер» ЗGd с кюбельиагеном, однако был оснащен 2,5-литровым двигателем типа 10 («Ауто-бан-Адлеро»). Модель «Адлер» W61 выпускалась для вермахта в относительно небольшом количестве: частично – с бортовой платформой, частично – в качестве санитарной машины. Но и машины с бортовой платформой использовались исключительно как санитарные машины. С другой стороны, известен случай, когда в 1939 г. одна вновь сформированная противотанковая часть получила буквально новый с иголочки, но еще пустой санитарный автомобиль «Адлер», который затем был переоборудован в автомобиль радиосвязи категории машин Kfz. 17 и в таком виде использовался.
Первые санитарные машины, которые поставляла, а вермахт фирма «Феномен», имели закрытое сверху, но полностью открытое с обеих сторон сиденье водителя, как у кюбельвагена. На фотографии показан автомобиль, который использовался в легионе »Кондор» во время гражданской войны в Испании.
С верху вниз: Феномен «Гранит» 2500 Н – старейшая конструкция санитарного автомобиля в составе вермахта категории Kfz. 31, выпускавшаяся с 1936 по 1939 г,
»Феномен Гранит». 1500 S или также «Гранит» 1500 А, – более новая конструкция санитарного автомобиля вермахта категории Kfz 31, выпускавшаяся с 1940 по 1944 г.
Последняя конструкция санитарного автомобиля вермахта категории Kfz. 31 »Феномен» автомобиль похудел- по всем статьям, так он выглядел в 1944-1945 гг. Типовая кабина водителя, одинарные шины на колесах заднего моста, лишь одно запасное колесо, а в последнее время – вообще без него.
Трехтонный »Опель-Блиц» А – полноприводный автомобиль с промежуточной передачей для пересеченной местности – не остался незамеченным. Кто хорошо знал пустыню. тот сразу высоко оценил эту модель за надежность и «бычий» внешний вид »Опель» Отличался высокой проходимостью, несмотря на сдвоенные колеса заднего моста. По статистике, вермахт использовал около 25 000 грузовиков этого типа.
Продолжение на другой странице. Читайте далее