Германские танки за период с 1926 по 1945 г. и другие бронированные машины Часть 6
Двенадцать машин из 204 погибли уже на подступах к Орлу, куда они были направлены по железной дороге. А вечером первого дня сражения в строю оставалось всего 40 »Пантер». Имели место возгорания двигателей из-за неисправностей системы охлаждения, а также поломки ходовой части и коробки передач. Другие поломки и дефекты, которые можно было устранить, устранялись на месте. В целом же первая серия машин не была достаточно подготовлена для ведения боевых действий на фронте. При этом, чтобы подождать прибытия новых »Пантер», начало наступления много раз откладывалось. Красная Армия за счет этого выиграла достаточно времени для того, чтобы с полным напряжением сил создать глубоко эшелонированную систему обороны, подобной которой до этого, ни после в России не создавалось.
В действительности операция »Цитадель» стала последним широкомасштабным наступлением сил вермахта, которое захлебнулось уже с самого начала. Так Курск после Москвы и Сталинграда стал для нас третьей катастрофой в войне с Россией и к тому же решающей в том плане, что мы в результате этого потеряли последнюю стратегическую инициативу, а наши войска к тому же – всякую уверенность в успехе, поскольку скрывать и далее наше явное материальное отставание было уже невозможно. Также и «Пантера» из-за постоянных стремлений Гитлера вносить конструктивные изменения в машину стала на 10 т тяжелее, по сравнению с проектом, что, естественно, вы-звало дополнительные трудности. После удивительно быстрого их устранения этот тип стал нашим лучшим танком, явно превосходящим по своим техническим и боевым характеристикам танк Т-34, но. к сожалению, не по численности машин. Производство »Пантеры». в окончательной сборке которой, помимо фирмы МАN, принимали участие МNН, »Даймлер-Бенц» и »Хеншель», продолжалось вплоть до окончания войны, причем в июле 1944 г. была достигнута самая высокая месячная норма – было выпущено 380 машин. Некоторые из изготовленных фирмой «Даймлер-Бенц» машины получили катки от «Ти-гра-II. Это было связано с тем, что уже с февраля 1943 г Ведомство по вооружениям попыталось побудить фирмы «Хеншель» и МАN по возможности унифицировать »Тигр» и «Пантеру», хотя бы в некоторых деталях. С целью упрощения производства на предприятиях-поставщиках и системы обеспечения запасными частями войсковых соединений целые узлы и системы конструкции должны были подходить для обеих машин. У »Тигра’ это привело практически к созданию новой конструкции, которая получила название »Тигр II» В, или «Королевский тигр». С начала 1944 г. у «Хеншеля» он пошел в серию, хотя фирма еще до августа продолжала производить »Тигр I». В итоге «Тигр II», хотя и не в решающей степени, но все же во многом походил на «Пантеру», к тому же стал значительно тяжелее. Новое увеличение веса более, чем на 11 т. а также использование танковой пушки КWК. 43 вместо пушки КWK. 36 обусловили прежде всего необходимость новой ходовой части Новое оружие требовало и другой башни. На первых 50 »Тиграх Н» устанавливали башни конструкции Порше, которые, из-за высокой стоимости их изготовления, не планировали использовать в следующей серии. Начиная с 51-й машины «Хеншель» использовал для «Тигра II» так называемую производственную башню, которая была разработана Крупном и отличалась более толстой передней броней при уменьшенной поражаемой лобовой поверхности. Цилиндрическая башня с вертикальными стенками и более изящная башня со скошенными поверхностями являются чисто внешне главным различием между танками »Тигр I» и «Тигр II».
«Королевский Тигр» пользовался у ополченцев просто-таки легендарной популярностью, хотя, возможно, в целом он так же переоценивался, как и «Тигр». Конечно, новая модель была более современной и внешне имела более удачную форму, обладала к тому же луч-шей броне защитой. Броне пробиваемость снарядов пушки КWК. 43L/71 была наивысшей среди тогдашних орудий. С другой стороны, эта пушка быстрее выходила из строя, стреляла менее точно, по сравнению с пушкой КWК. 36L/56 и. помимо всего прочего, ее приходилось чаще отлаживать. Внутреннее пространство »Королевского Тигра» было значительно сужено. Кроме того, с собой можно было брать только 84, а с башней Порше -только 78 выстрелов вместо 92 на »Тигре I». «Королевский Тигр» был еще тяжелее, чем его предшественник, и к тому же имел низкую удельную мощность. Несмотря на их слабые места, оба «Тигра» обладали невероятной боевой мощью. Их превосходство над практически всеми тогдашними танками хотя и привело к большому числу подбитых танков противника, чем можно было гордиться, тем не менее, это была лишь капля в море, так как количество »тигров» было слишком небольшим по сравнению с материальной мощью нашего противника. В остальном обе машины дают повод сказать, что машинами та-кого размера и такого веса был достигнут предел целесообразного. В стремлении унифицировать «Тигр» и «Пантеру» последняя машина также должна была подвергнуться реконструкции, а именно стать «Пантерой II-. Если переход на «Тигр II-прошел относительно быстро, поскольку фирма «Хеншель» исходила из того, что это пойдет на пользу ее типу танка, го фирма МАN, хотя и не отклонила реконструкцию «Пантеры», то так затягивала работу с этой машиной, что к концу войны та прекратилась сама собой. Мотивом для этого, очевидно, послужило то, что в свое время хорошо проработанный, заслуживший высокую оценку а войсках на фронте и пользующийся большой любовью тип танка не захотели подвергать тем испытаниям, без которых вполне можно было обойтись. По положению дел это, без сомнения, было разумной точкой зрения. С другой стороны, представлялось вполне целесообразным стремление Военного ведомства унифицировать в рамках возможного танки »Тигр» и »Пантеру». Хотя можно позволить себе и возразить, что было бы проще и целесообразнее уже в начале 1942 г вынести решение о принятии на вооружение единственного типа, а не трех таких танков, а именно: «Пантеры» – фирмы MAN. «Тигра» – фирмы «Хеншель» и «Тигра» -фирмы «Порше», при этом оставались и еще два танка Рz III и Рz IV, то есть это было уже слишком много. И что войска охотнее брали «Пантеру», чем «Тигр», было ясно каждому сведущему специалисту даже на той ранней стадии разработок. Тогдашнее военное руководство позабыло позаботиться о том. чтобы еще два года назад на фронт были направлены соответствующие танки.
Некоторые «Пантеры» и «Тигры» оборудовались как командирские и имели такой же внешний вид и такое же вооружение, как и линейные танки.
Они располагали лишь большим количеством средств радиосвязи за счет сокращения боекомплекта. Фирмы MAN, «Хеншель»и »Демаг» построили 239 и перестроили 8 «Пан-тер» как БРЭМ под названием «Бергепантер» («Bergepanther»), что никоим образом не следует переводить как «Горная Пантера». Эти БРЭМ понадобились для эвакуации тяжелых танков, для чего прежние 18-тонные тягачи больше не годились. Разумеется, делались также попытки использовать шасси »пантер» и «тигров» в качестве самоходных лафетов для передвижения тяжелых орудий. Эти попытки оказались безуспешными, по-скольку производство основных типов вряд ли могло обеспечить настоятельные потребности фронта в технике. Было налажено лишь производство ограниченного числа тяжелых истребителей танков, которые функционировали вплоть до окончания войны. Танк-истребитель – это превосходная машина, вооруженная длинной противотанковой пушкой калибра 88 мм, он использовался вместо уже не отвечавшего требованиям войск танка «Рог носорога» (противотанковая пушка калибра 88,7 мм на самоходном лафете на войне для перевозки артиллерийских орудий III/V), а также как замена для неудавшегося танка «Слон» (танк-истребитель «Тигр» фирмы «Порше»). Самым большим, тяжелым и с самым тяжелым вооружением был танк германских вооруженных сил »Тигр» истребитель», созданный на базе «Королевского тигра» и оснащенный противотанковой пушкой калибра 128 мм, изготовленной лишь в 1944 году. Не было такого танка противника, который бы мог устоять перед «Тигром-истребителем», однако его главным недостатком было то, что мало было таких машин, которые можно было бы использовать так, как эту. Полноты ради следует еще упомянуть о «Штурмовом Тигре». Это – тяжелая бронированная штурмовая САУ с ракетной установкой калибра 380 мм. Фирма «Алькетт» поставила 18 единиц этой машины, которую она создала путем переоборудования ставших непригодными танков «Тигр I».
Танки Титр I». Построен солдатами укрытие служит защитой от непогоды для экипажей. работающих с машинами, и прежде всего от налетов авиации противника.
Танк »Тигр» в районе Белгорода, подготовка к операции »Цитадель» (июль 1943 г.). Первое использование в боевых действиях танков »Тигр» в составе 7-й танковой дивизии.
«Тигр I» 502-го танкового батальона на севере Восточного фронта (начало лета 1944 г.).
«Тигр II » модификации В, или »Королевский Тигр» с башней производства фирмы »Порше». Этой башней были оснащены первые 50 машин.
«Тигр II» модификации В, или «Королевский Тигр», но здесь с так называемой производственной башней (»Хеншель») в том виде, в каком она была использована для остальных 437 машин. Показанный на фотографии «Королевский Тигр, возвращенный армией США в 1960 Г. бундесверу, стоит в лагере в Мюнстере.
18 штурмовых танков «Штурм-тигр» несли службу в ротах «Штурмовых Тигров» 1000 и 1001. Фирма »Алькетт»’ переделала таким образом пришедшие в негодность »Тигры » Мортира была взята из морского оружия.
Продолжение на другой странице. Читайте далее