Германские танки за период с 1926 по 1945 г. и другие бронированные машины Часть 3
Танки Рz III
Основным в составе бронетанковых войск руководство вермахта того времени считало средний танк, вооруженный пушкой с высокой начальной скоростью снаряда и двумя пулеметами, с экипажем в 5 человек (командир танка, наводчик, заряжающий, водитель и радист). В 1935 г. Управление по вооружению сухопутных сил выдало заказы на разработку танка весом 15 т под условным наименованием ZM (Zugfuhrerwager – машина комвзвода) – фирмам «Даймлер-Бенц» (Берпин-Мариенфельде), «Крупп», MAN и «Рзйн-металл-Борзиг». По результатам проведенных с прототипами испытаний фирма »Даймлер-Бенц» была назначена генеральным разработчиком проекта, после чего, как обычно. контракты на доработку были направлены другим заводам.
За периоде 1936 по 1939 г. фирма «Даймлер-Бенц» осуществила поставки первых четырех серий, а именно: модификации от А до D танка Pz III всего в количестве 95 единиц. На этих машинах были опробованы различные гусеничные движители. Кроме того, выявилась необходимость значительно увеличить толщину брони, что. разумеется, приводило к существенному увеличению веса машины, а, следовательно, требовало и более мощного двигателя. 27 сентября 1939 г. то есть в первые недели после начала войны, в Бюллетене приказов по сухопутным войскам танк Рz III (Sd Kfz141) на основе проведенных в войсках испытаний признан годным для принятия на вооружение. И только после этого началось крупносерийное производство танка, причем получившая заказ на производство машины по лицензии »Фабрика» гусеничных движителей- в Альтмарке »Алыкетт». с изготовлением шасси на заводе «Фалькензее» и со сборкой в Берлине-Шпандау стала процветающим, крупнейшим и самым важным производителем танков в Германии. Помимо фирм «Алькгетт» и «Даймлер-Бенц» танк Рz III изготовляли фирмы »Фамо» »Хеншель», МАN и еще четыре другие фирмы. В модификации машины Е была найдена концепция, которая выдерживалась вплоть до окончания производства в 1943 г., когда толщина брони и вооружение непрерывно усиливались и пришлось отказаться от полуавтоматической коробки передач (с преселекторным включением) в пользу обычной механической коробки передач. Следует сказать, что танк Рz III лишь начиная с последних машин модификации F (1940 г.) начал вооружаться 50-мм танковой пушкой, чего генерал Гудериан добивался с самого начала, однако на первых порах этого не было сделано. В связи с тем, что в пехотных подразделениях уже была принята на вооружение противотанковая 37-мм пушка, консервативные генералы во главе с начальником генерального штаба генералом Л. Беком считали, что ДЛЯ основного танка необходимо и соответствующее вооружение. тем более, что это упрощало обеспечение боеприпасами. Появление русского Т-34, о котором германское руководство не имело ни малейшего представления, все же вынудило признать, что даже 50-мм пушка будет недостаточной, С 1942 г. последовало вооружение танка 75-мм коротко ствольной пушкой L/24. Если смотреть в целом, танк Рz III, который с 1940 по 1942 г. был основной ударной силой в танковых полках, в последние годы войны использовался скорее условно, однако все это время с точки зрения его конструкции и применения проявлял себя как отличная боевая машина. В 1935 г. будущий генерал-фельдмаршал фон Манштейн высказывался за создание полностью бронированных САУ непосредственной поддержки пехоты. Гудериан возражал против подобных предложений, поскольку ему дорого было прежде всего каждое боевое, способное самостоятельно выполнять любые операции танковое подразделение. для которого ему в обозримом будущем всегда будет крайне недоставать любой боевой машины, которая могла бы быть предоставлена в его распоряжение. Он стремился воспрепятствовать расколу и. следовательно, ослаблению бронетанковых сил. Тем не менее, в конце 1937 г. была начата разработка тактических и технических предпосылок использования штурмовой артиллерии. После того, как выяснилось во время похода в Польшу, насколько полезным могло оказаться подобное оружие для поддержки пехоты, разработка его заметно активизировалась. Во Франции хорошо зарекомендовали себя первые пять батарей штурмовой артиллерии, после чего последовало планомерное и неуклонное развертывание работ по созданию этого нового оружия. Оно создавалось на базе танка Рz III. Штурмовое орудие Stug.40 представляло собой по сути без башенный танк: 75-мм коротко ствольное орудие Stu К 37L/24 устанавливалось в лобовом месте неподвижной рубки. Такое размещение вооружения позволило получить низкий силуэт и усилить бронирование. Штурмовые орудия уже в 1940 г. имели толщи-ну лобовой брони 50 мм! Выпускавшиеся с 1942 г. штурмовые орудия с длинной пушкой калибра 75 мм стали самыми известными истребителями танков германского вермахта, при этом первоначальное назначение этой машины как оружия для поддержки и сопровождения пехоты отошло на задний план. То. что штурмовые орудия приобретут боль-шее значение, чем соответствующие танки, выявится в ходе войны, после того как, начиная с 1943 г., (германская сторона была вынуждена перейти к стратегической обороне, а также по той простой причине, что во все большем количестве появлялись современные танки Красной Армии. В целом вермахтом были задействованы 5650 танков Рz III и порядка 9000 хорошо зарекомендовавших себя штурмовых орудий Stug 40.
Танк Рz III E с башней танка модификации D. 37-мм орудие L/45 и 2 установленные в башне пулемете (готовые к поставке на заводе (Берлин-Мариен-фельде фирмы »Даймлер-Бенц»).
Командирский Танк Рz III E с громкоговорителями для активной пропаганды против врага.
Танк Рz III J. Готовые к поставке машины на заводе фирмы в Нюрнберге.
Танк Рz III N штурмовой танк с 75-мм орудием L/24
Штурмовое орудие StuG 40F дивизии «Великая Германия» в России.
Штурмовое орудие StuG 40G (с маской пушки в виде головы кабана). Эта машина, с некоторыми другими, еще и по сей день стоит вблизи словацкого города Баньска Быстрица как памятник, напоминающий о боях летом 1944.
Для перевозки утративших способность передвигаться танков вермахт располагал свыше 200 единиц низко рамных прицепов. Специальный прицеп 115 с четырьмя колесами предназначался для легких бронированных машин, был также (на фото показан со штурмовым орудием III) специальный прицел для среднетяжолой бронетехники. Собственный вес восьми колесного прицепа составлял 13,8 тонн, полезная нагрузка – 22 тонны. Стоимость одного низко рамного прицепа. изготовляемого различными фирмами, составляла 28 000 рейхсмарок. Низко рамный прицеп производился до 1943 г
Продолжение на другой странице. Читайте далее