Разведывательные бронеавтомобили на колесах и на гусеницах Часть 3
Эти конструкции имели много модификаций. Как легкие, так и средние бронетранспортеры прекрасно зарекомендовали себя, при этом первые – успешно использовались для решения разведывательных и специальных задач, а вторые – в качестве перевозки подразделений мотопехоты. Именно эти, по сегодняшним меркам весьма скромные, бронированные машины уберегли от гибели до 50 процентов личного состава войск. У бронетранспортеров Sd Kfz 250 в течение 1943 года была упрощена форма кузова, однако эта модификация, ввиду небольшого количества выпущенных машин, осталась практически незамеченной Насчитывалось четыре модификации среднего БТР Sd Kz 251 А, В, С и D.
Для всех бронетранспортеров автомобильные заводы поставляли только шасси, бронированные кузова изготовляла фирма »Везерхютте» (Бад Ойнхаузен). В целом вермахт получил примерно 7500 легких и более 16 000 средних бронетранспортеров, заслуживших повсеместно самую высокую оценку.
300 шасси грузового автомобиля «Опель-Блиц Мул» с легким бронированием оборудованы как самоходные установки десятиствольных 150-мм РСЗО. а также как транспортеры для подвоза к ним боеприпасов. Эти РСЗО, сравнимые с русскими ‘’Катюшами’’, считались довольно эффективным оружием, однако шасси «Мула» получили чрезмерную перегрузку. По этой причине десяти ствольные РСЗО попробовали установить сначала на трехтонный полугусеничный тягач, а затем и на тяжелый трактор вермахта, однако обе версии так и не дошли до войск.
Как уже было сказано, в ходе войны, наряду с бронетранспортерами применялись и полугусеничные тягачи французского происхождения. Так, бронетранспортер SOMUA использовался как самоходная установка 75-мм противотанкового орудия или (также) для десяти ствольной 150-мм реактивной установки.
Фото вверху: БА радиосвязи Sd Kfz 232 с вращающейся башней, 20-мм пушкой и рамочной антенной.
Фото в центре слева: В те времена далеко не каждый бронированный автомобиль имел радио устройство. Сигналы подавались флагами, аналогично тому, как это делалось на море. Фото в центре: разведывательные шести колесные БА (по крайней мере, некоторые из них) могли передвигаться и по рельсам. Фото сделано во время похода в Судеты в октябре 1938 г. Этот автомобиль направлялся из баварского Айзенштейна в богемский Айзонштсйн. Там он преодолел похожий на рельсовый путь дорожный переход и по дороге отправился дальше. Для данных условий можно было обойтись одинарными шинами на задних колесах.
Весьма импозантно выглядел разведывательный восьми колесный БА, каким он изготовлялся в 1937 1942 г. Несмотря на сложность конструкции, это была превосходная машина, но высокая. Фото вверху: БА радиосвязи Sdk Kfz 263 с пулеметом и бюгельной антенной, без вращающейся башни. Фото в центре слева: Пушечный с 20 -мм пушкой в Африке (восьми колесный БА частично был оснащен дополнительно защитой от противотанковой артиллерии).
Третье фото с верху: разведывательный БА радиосвязи с 20-мм пушкой во вращающейся башне и с бюгельной антенной. Самое нижние фото: Sd Kfz 233 с короткой 75-мм пушкой, без крыши и вращающейся башни.
Более поздняя конструкция шести колесного БА (с 1943 по 1945 г.) имела несущий броне корпус, что позволило значительно уменьшить высоту машины.
Sd Kfz 234/2 »Пума» с 50-мм пушкой во вращающейся башне.
Sd kfz 234/4 противотанковый автомобиль с 75-мм ПТП Рак и L/48. Изображенная на фото машина прекрасно выглядит после проведенного ремонта. Она является одним из учебных пособий в военной школе бундесвера в Мунстере.
Выпущенный в небольшим ко-личестве БА наблюдателей «Заурер RR 7/2» (как и »КК 7/2») был, кроме разведывательного БА »Заурер» RК9, единственной колесно-гусеничной машиной вермахта. Он часто ломался. На снимке показана машина 78-го артиллерийское го полка 7-ой танковой дивизии.
В первое время в танковых соединениях, а позже -только в некоторых разведывательных подразделениях пехотных соединении можно было виден, австрийские восьми колесные разведывательные БА марки »Аустро-Даймлер». Солдатам больше по душе была восьми колесная модель фирмы «Бюссинг».
Со своим клепаным кузовом захваченные в качестве трофеев во время Западного похода танки модели »Панар» Р 204 (f) были устаревшими, однако верой и правдой надежно прослужили еще не-сколько лет. Они применялись главным образом в России против партизан. Их особенность: четырехцилиндровый двигатель мощностью 100 л. с. работает с вращающимися золотниками, вместо клапанов.
Долгое время фельдмаршал Роммель пользовался в Африке в качестве штабной машины БА марки «Мориц». Эта трофейная машина английского производства была изготовлена фирмой «АЕС-Матадор», имела полный привод и шести цилиндровый дизель мощностью 95 л. с. Длина машины составляла 6100 мм. ширина – 2600 мм, высота – 2870 мм, весила она более 10 т. Автомобиль был достаточно просторным, имел большой полезный объем и был оснащен прекрасным радиоприемным устройством, принимающим дальние станции.
Венгерский автозавод .»"Мэнфред Вейсс» был изготовителем разведывательного БA 39 М «Чаба». Привод на 4 колеса, двигатель «Форд» с V-образным расположением 8 цилиндров, мощностью 90 л, с., управление двумя или четырьмя колесами, устройство для движения задним ходом, габариты 4520 и 2100×2300 мм, вес 5959 кг, 20-мм пушка + 2 пулемета, экипаж 4 человека. Машина для командного состава вместо пушки имела 3 радиостанции и рамочную антенну. 172 автомобиля «Чаба» были изготовлены для венгерской армии. В ходе войны некоторые из этих машин использовал вермахт.
Такой шести колесный БА изготовила фирма DAF незадолго до начал войны. Машины были на вооружении голландской армии, а с 1940 г., в качестве трофейных, в составе вермахта.
БA «Мармон-Херринпон». двигатепь с V-образным расположением 8 цилиндров, изготовлен в Малине (Мёлюн) для бельгийской армии. Как трофейный, использовался к качестве штабного автомобиля командира дивизии.
Продолжение на другой странице. Читайте далее