Первые германские бронированные автомобили и танки
Идея бронированной боевой машины существует уже три или более тысячи лет. Люди в античную эпоху и в Средние века могли представлять себе перемещение мобилиных крепостей только лишь посредством мускульной силы животных или человека. Однако и история моторизованного бронированного транспортного средства восходит в прошлое значительно дальше, по сравнению с историей автомобиля. Задолго до него существовали бронированные суда, а также бронепоезда. На пороге нового века английская фирма «Фаулер» разработала паровые дорожные локомотивы и бронированные прицепы для них. которые появились в 1902 г. во время англо-бурской войны у англичан, в Марокко – у французов и в 1905 г. – во время русско-японской войны. В начале 19-го столетия предпринимаются попытки использовать в качестве вспомога тельных средств бронированные автомобили. Первый настоящий, предназначенный именно для этой цели бронированный автомобиль был создан Паулем Даймлером. Кон струкцию этого автомобиля он начал разрабатывать в 1903 г. в австрийской фирме «Эс-террейхише Даймлер-Гезелльшафт» в Венер-Нойштадте. Этот автомобиль прекрасно зарекомендовал себя на маневрах в 1906 г. тем не менее, машина была отвергнута кайзером и его генералами, и потому дальнейшие разработки в этой области были прекращены.
Опытные образцы бронированных автомобилей появились также и в Англии. Франции, Бельгии, Германии, Италии. Америки и России, однако только англичане и бельгийцы довели свои дорожные бронированные автомобили до такого уровня разработок, кото рый позволил им уже в начале Первой мировой войны использовать их для проведения ближней разведки. Это вызвало соответствующий интерес и у германской стороны. В октябре 1914 г. наша промышленность получила заказ разработать конструкцию броне автомобиля для использования его в армии. В 1915 г. фирмы »Бюссинр». »Даймлер» и «Эрхардт» выпустили каждая по одному дорожному бронеавтомобилю (БА) в качестве опытной конструкции. Затем, в 1917 г., была предложена улучшенная серия из 20 машин »Эрхардта». Машины имели даже устройство F.Т., которое, однако, вскоре было снято. поскольку в то время не выполняло своего назначения. Фирмы «Даймлер» и «Бюссинг» занимались другим делом и поэтому в то время не могли уже заниматься производством дорожных бронеавтомобилей. Машина «Бюссинга» оказалась наименее присп собленной для ведения боевых действий, хотя ее проект был многообещающим. Первое применение германских БА произошло в 1916 г во время румынского похода, где они были успешно использованы для преодоления горных перевалов. Впрочем, армии Австро-Венгрии и Германии, обходились трофейными транспортными средствами или покрытыми сверху броней грузовыми автомобилями. В позиционной войне подобные транспортные средства были малоэффективны и использовались преимущественно на второстепенных фронтах на востоке, на юго-востоке и в Италии. С 1915 г. для высших штабных офицеров были введены частично бронированные наблюдательные бронеавтомобили, преимущественно на шасси »Опель».
Интересно, что непосредственно после 1918 г. было изготовлено дорожных бронеавтомобилей больше, чем за все время войны. Это произошло из-за серьезной угрозы на шим восточным границам. Так, в 1919 г. «Эрхардт» выпустил дальнейшие 20 БА. которые соответствовали в основном модели 1917г. Фирма «Даймлер» произвела в 1919-1920гг серию из 40 броневых машин типа DZNR на базе тягача «Крупп-Даймлер0 KD-1. Кроме того, в то время большое количество трехтонных грузовиков было снабжено вспомога тельными бронезащитными устройствами. прикрывающими машины сверху. Версальский договор {28.6.1919 г.) запрещал Германии иметь бронированные транспортные средства всех типов. Однако Булонской нотой (20.7.1920 г.) германской полиции для поддержания порядка внутри страны разрешалось иметь 150 дорожных бронеавтомобилей
Первый в мире бронированный автомобиль построил Пауль Даймлер на своих австрийских заводах в 1903- 1905 гг. Характеристики: 4 цилиндра, рабочий объем 4400 см3, 30 л. с. при 1050 об/мин, привод на осе колеса, вес 2 т. экипаж 4 человека, вооружение 37-мм пушка и 2 пулемета, скорость до 45 км/ч.
Фото справа: Генрих Эрхардт предпринял следующую по пытку создать бронированный хорошо вооруженный военный автомобиль. Это оказалась полубронированная машина с 50-мм зенитной пушкой обр. С/1908.
Автомобили, каждый из которых был оснащен двумя пулеметами. Полиции было передано 50 броневиков, которые имелись в наличии в 1920 г. Сразу же начались работы по совершенствованию конструкции будущих 100 машин, от которых требовалось, чтобы они бы ли в состоянии переезжать в любой регион страны, но прежде всего, чтобы они были приспособлены для ведения уличных боев. В результате за период с 1921 по 1925 г. был создан специальный полицейский бронеавтомобиль, причем «Даймлер» поставил 31 машину. »Эрхардт»- 34 и «Бенц» – 24.
Броневой автомобиль Эрхардта с противоаэростатной пушкой L-30 калибра 50-мм. Скорость – 45 км/ч. Генрих Эрхардт – основатель о Райнише Метаплварен-унд-Машиненфабрик» (Рейнская фабрика по производству металлоизделий и машин, но сегодняшний день «Райнметалл-) – пишет в своей книге Удары молота: В 1906 г. на открывшейся в то время Берлинской автомобильной выставке я показал защищенный броней от огня пехоты и осколков гранат автомобиль с пушкой для поражения аэростатов, Однако мой проект назвали не нужной игрой и отвергли его.
Фото справа: Опель привез в 1906 г. этот полубронированный легковой автомобиль на Берлинскую автомобильную выставку. Машина должна была в какой-то мере гарантировать защиту высшим штабным офицерам при посещении ими участков фронтов. Однако покупателя машины не нашлось, поэтому машина была продемонстрирована повторно с шасси 18/32 л. с. и использована по другому назначению.
Специальные полицейские бронемашины отличались своей высокой конструкцией, что бы затруднить демонстрантам взбираться на машину, а также большим весом, чтобы можно было сдвигать в сторону баррикады- Позже и райхсвер должен бы также иметь в своем распоряжении бронированные армейские автомобили аналогичной конструкции для перевозки организованных групп людей (команд, расчетов и пр.). Однако макси мальное число в 105 машин приобретено не было, поскольку эти специальные транс портные средства группы 3 не имели ни вооружения, ни системы управления задним хо дом, ни наклонно уложенных броневых плит и потому не были приспособлены для ис пользования в полевых условиях. Их применяли как автомобили радиосвязи и для обучения.
И в области создания бронированных транспортных средств высокой проходимости в начальный период ГМВ ведущее положение занимали англичане. Элементарный при знак таких боевых машин – гусеничная цепь – был изобретен, вне всякого сомнения, а Англии, там же на его основе были созданы различные машины, а уже затем американ ская фирма «Хольтмануфактуринг. изготовлявшая с 1904 г. гусеничные трактора «Катерпиллер», довели их до практического применения. Сразу же после начала ПМВ английская фирма «Фостер» (Foster) приступила к производству бронированной боевой машины, танка, как его назвали в целях секретности. В 1915 Г. был продемонстрирован первый приемлемый для практического использования прототип, а в феврале 1916 г. началось серийное производство. В сражении на р. Сомма 15 сентября 1916 г. на германские позиции двинулись 35 танков типа Мк!. Они были еще далеки до совершенства, как и последовавшие за ними в ближайшие месяцы Мк II и Мк III. Однако значительно усовершенствованные тайки Мк IV и Мк V 20 ноября 1917 г. о сражении при Камбрэ добились большого успеха, противнику удалось сосредоточить совершенно скрытно для немецкой стороны 432 танка.
Последующими обрзцами тяжелых английских танков были Мк VI и Мк VII. Вдвое болей мощные Мк VIII уже применить в бою не успели. Английские тяжелые танки имели не плохую проходимость, которой не обладал ни один из тогдашних других танков. Их ходовая часть была тяжела, довольно-таки уязвима, подвержена многим неполадкам и к тому же не имела пружинной подвески. Эти танки, несмотря на их внушительные разме-ры – длина их составляла от 8 до 10 метров. – отличались малой маневренностью, тихоходностью и уязвимостью.
К середине 1917г. союзники осознали необходимость в более быстрых, легких и сред них танках для преследования разбитого противника Так появился средний английский танк «Уиппет» (Wippet – борзая собака), скорость 14 вместо 7 км/ч, давление на грунт 0,5 вместо 0,7 кг/см’Л мощность двигателя 100 вместо 150-200 л. с, общий вес. а также тяговая мощность на крюке 14 вместо 33 т.
Во Франции производство танков началось в середине 1916 г. Строились 23-тонный «Сен-Шамон»(St Chamond и 13.5-тонный «Шнейдер-Крезо» (Schneider-Creuzot), имев шие незначительные боевые характеристики. Полного же успеха добился малый танк Фирмы «Рено» с экипажем из двух человек «Шарлеже» (Charleger) РТ-17. Оснащенный 35-сильным четырехцилиндровым двигателем, он развивал скорость при движении по пересеченной местности от 6 до 8 км/ч и при движении по дороге до 20 км/ч, весил около 7 т, при длине всего лишь 4,1 м. Он зарекомендовал себя вполне пригодным для движения по пересеченной местности и использовался в конце войны везде, где только было можно. Другими важными преимуществами этой боевой машины были поворачивающаяся башня для основного вооружения и отлично вентилируемое внутреннее пространство. До окончания войны французские заводы произвели 3177 передовых для своего времени танков.
Германское военное руководство лишь осенью 1916 г. приняло решение о производстве собственных танков, которые вместе с годными для применения трофейными машинами (примерно 75 единиц) наконец-то появились на полях сражений начиная с марта 1918 г. Сконструированный главным инженером Йозефом Фольмером – офицером в военном министерстве и названный А.7.У, он представлял собой тяжелую штурмовую бронированную машину весом 32 т. Он имел два двигателя »Даймлер» мощностью 100 л. с., цепную передачу со звездочкой системы -Адлер», экипаж 18 человек (1 коман дир, 2 водителя, 3 человека, входящих в орудийный расчет, 9 пулеметчиков. 1 механик,
2 солдата связи). Вооружение: скорострельная пушка калибра 57-мм (бельгийское трофейное оружие) и 6 пулеметов. Особым преимуществом, которое отличало эту машину, была броня в виде панциря черепахи; броня закрывала и ходовую часть и в тоже время оставляла для экипажа относительно много пространства и наилучшим образом обеспечивала защиту. С другой стороны, не работала вентиляция, машина легко переворачивалась. и вообще проходимость машины по пересеченной местности была з чительно хуже, чем у английских танков.
Сборка танков А.7.У. началась в марте 1917 г. у Бюссинга и у «Ланца». Частично «Круппа», частично от «Тёхлинга» поступали броневые плиты, фирма «Катерпиллер Хольт-Будэпешт» поставляла гусеницы. Затраты на производство одной машины составляли около 250 000 марок, причем только на броню уходило почти 100 000 марок Было выпущено 100 гусеничных шасси, при этом вплоть до завершения войны было произведено 23 штурмовых боевых машин (танков). Большинство других шасси использовали исключительно в качестве тягачей повышенной проходимо сти с полезной нагрузкой до 10 т или с тяговым усилием в 15 т для перевозки орудий боеприпасов. В то время, как танк А.7.У. хотя и с трудом, но в какой-то мере все же оправдывал себя, то следующий опытный А.7 V-U имел столь существенные недостатки, что разработка его была прекращена. Эта машина Фолпьмера была сконструирована по образцу английского Мк IV с охватывающей корпус машины гусеницей. Разочаровали и испытания машины »Бремер-Маринеаген» Даймлера, десяти экземпляров машины «Дюр» {Dur) фирмы »Дюркопп», машины «Трефф-Ас» фирмы «Ганза-Ллойд» и машины с шагающими полозьями «Орион».
В июне 1917г. кайзер разрешил строительство 150-тонных танков К. До конца войны на заводе Рибе по производству шарикоподшипников (Берлин – Вайссензее) при сущест венном участии «Бюссинга» собрали два незавершенных, но готовых для испытаний опытных образца. Это чудище, длиной 12,7 м. похожее на настоящего монстра, с двумя двигателями мощностью 650 л. с. с экипажем в 212 человек, четырьмя пушками калиб ра 77 мм и четырьмя пулеметами, являлось конструкцией инженера Мюллера-Нойгау («поезд Мюллера», который упоминался в предшествовавшей главе). Здесь позволю себе заметить, что проект танка -К» спустя двадцать пять лет обнаружил сходство с проек том -Маус, который предлагали Гитлер и Порше. Значительно больше реализма быт. в разработке легких Эоевых танков LK1, LK2, LK3I инженера Фолльмер. В конце воины их было заказано 600 единиц. Некоторые из этих легких танков были изготовлены, но на, фронт не попали. LK2 построили в Швеции и ее армия сохраняла их на вооружении еще, долгое время. Полноты ради следует еще упомянуть о так называемом «передке Креп па» 1918 г. Это легкая бронированная машина к концу войны осталась лишь в стади прототипа.
Затянувшиеся работы по созданию и совершенствованию германского танкового ору жия в Первую мировую войну объясняются, с одной стороны, тем, что значение танков недооценивалось со стороны военного руководства, и даже благорасположение отдельных сторонников такого оружия не могло существенно повлиять на положительным решение этой проблемы. С другой стороны, и это было главным, сказывались невероятные трудности с сырьем и опытным персоналом. В то время промышленность в соответствии с «Программой Гинденбурга» занималась производством подводных лодок; грузовых автомобилей и двигателей для самолетов, на это уходили все силы и ресурсы До боевых машин дело не доходило, да и не было заводов для их производства. Недо статочные мощности германской промышленности способствовали тому, что танковое оружие наших тогдашних противников далеко превосходило германское, и преимущество это росло из месяца в месяц.
На примере танкового оружия более чем четко проявляется материальное и численное превосходство противников Германии (в общей сложности 6000 танков) в Первой миро вой войне. Однако оно ни в коей мере не было роковым стечением обстоятельств. При чиной этого был банальный образ мышления, неумное высокомерие, катастрофическая недооценка, а также непонятные просчеты высших военных чиновников, армейского руководства и, естественно, политического руководства. А мог ли трезвомыслящий человек представить себе, что столь драматическая ситуация может повториться и причем в самое короткое время!
Неоправданно много времени было потеряно немцами во время ПМВ в затянувшихся и с неудовлетворительными опытами с гусеничными транспортными средствами конструкции Бромора. На фотографии слева показано гусеничное транспортное средство »Маринваген » системы »Даймлера», справа то же шасси с броневым кузовом.
В стремлении как-то компенсировать острую нехватку БА или по крайней мере несколько ее сгладить делались попытки поставить броневые кузова на шасси грузовых автомобилей. Так возник этот »Мулаг» (Mulag) фирмы «Маннесманн» (Mannesmann).
Примерно 75 шасси, предназначенные в сущности для штурмовых танков А.7.V., были оборудованы бортовыми платформами и использовались в качестве орудийным тягачей или транспортеров для перевозки боеприпасов. Эти транспортные средства были рассчитаны на полезную нагрузку до 10 т при тяговом усилии до 15 т. А эти, изготовленные преимущественно у »Бюссинга» (Брауншвейг, »машины повышенной проходимости» зарекомендовали себя довольно-таки хорошо. Солдаты называли машины повышенной проходимости »танками для перевозки боеприпасов». Видимая на фото графированном автомобиле свастика является тактическим знаком, который не имеет ничего общего с нацистскими символами.
»Фирма »Дюркопп» (Билефельд) также приложила усилия для того, чтобы разработать бронированное транспортное средство повышенной проходимости. По представленным осенью 1916 г. чертежам военным министерством были заказаны 10 опытных самоходных шасси. Поскольку для предусмотренной цели они оказались слишком слабыми, то на них также поставили бортовые платформы и они использовались в качестве транспортеров боеприпасов. Тягач »Дюр» имел два двигателя мощностью по 80 л. с. по одному на каждую гусеницу. В результате обошлись без дифференциала, а улучшилась управляемость машиной (за счет изменения числа оборотов двигателей). Тягач »Дюр» остался мало кому известным.
В то время, как машина А.7.V представляла собой в целом вполне приемлемую конструкцию, то танк Фолльмера А.7.V.U обернулся полной неудачей. Он был иэготовлен по образцу английской машины Мк IV с огибающей корпус гусеничной лентой, однако уже на этапе прототипа обнаружили столь существенные недостатки, что о дальнейшем совершенствовании конструкции уже не могло быть и речи.
Еще в 1910 г. на заводах »Рибо» (Ribo), Берлин Вайссензее, были изготовлены два экземпляра огромного танка. Для этой «Машины К» с двумя двигателями по 650 л. с и предполагаемой скоростью 75 км/ч был предусмотрен экипаж из 22 (!) человек и четыре пушки. Эти танки были завершены как раз к окончанию войны. По распоряжению властей победителей они должны были быть уничтожены. Просьба провести пробное ходовое испытание хотя бы одной машины была отклонена. Так, и до настоящего времени никто точно не знает, смогла бы вообще «Машина К» тронуться с места.
Бронеавтомобиль »Крулп-Даймлер» 50. Kfz. 3 райхвера. Эти машины бегали по дорогам в тридцатые годы вплоть до перевооруженияю. Боевые характеристики технически полностью устаревших двигателей были низкими.