









Если смотреть на тогдашние германские транспортные средства для военных целей, то создается впечатление какого-то нездорового многообразия. Однако действительность была намного безрадостней. Вермахт вел войну с парком транспортных средств, который состоял более чем на 60 % из так называемых »запасных автомобилей», которые были реквизирована у различных хозяйств, у частных владельцев или из тыловых фондов. Не подлежали реквизиции легковые автомобили с двигателями рабочим объемом до одного литра, с двухтактными двигателями и с передним приводом. Таким образом. на родине всегда имелось достаточное количество автомобилей для военных нужд, где и так уже «красный угольник» получали лишь небольшие машины (с рабочим объемом до 2 л). Вермахт отбирал прежде всего все кабриолеты, в то время как автомобили с кузовом седан (лимузины) оставались у владельцев, даже если уже давно на них не ездили. При приемке трофейных автомобилей после кампании на Западе отбор был не таким строгим, как при реквизициях в начале войны. В эти последние недели и месяцы солдаты произвольно забирали с собой, что могло катиться (и заправляться). Это уже не бы-ли официальные реквизиции, и осуществлялись они также безвозмездно, однако государство после войны также рассматривало в той или иной степени уворованные автомобили как свою законную собственность. Как говорится, комментарии здесь излишни.
Кузова для легковых автомобилей в системе вермахта
Фмрмами-разработчиками были «Трущ» (Trutz) из Кобурга для открытых, и «Глэзер» (Дрезден) для за-крытых кузовов для машин вермахта. Фирмы, осуществлявшие изготовление но лицензии или по гото-вым образцам, получали комплект чертежей и изготовляли в зависимости от спроса или, в случае успеха. на конкурсной основе. Наиболее распространенные кузова производились следующими фирмами:
«Ауэр» (Auer), Бад Каннштат |
Kfz |
1 |
2 |
|||
«Магирус». Майнц |
Kfz |
2 |
||||
Объединенные мастерские по производству кузовов. Мюнхен |
Kfz |
2 |
||||
«Фогес» (Voges) |
Kfz |
1 |
2 |
|||
«Аккерман»(Ackermarn), Фовинкель |
Kfz |
|||||
«Лмби-Будд», Берлин Иоханисталь |
Kfz |
|||||
«Ауэр», Бад Каннштат |
Kfz |
15 |
17 |
18 |
||
«Аутенриет» (Authenrieth). Дармштадт |
Kfz |
12 |
||||
«Блюмхардт» (Bliumhardt), Эльберфельд |
Kfz |
|
15 |
17 |
||
«Бауэр» (Bauer). Кельн Эренфельд |
Kfz |
|||||
«Бауэр» Бад Каннштат |
Kfz |
|||||
«Бунэ» (Buhne). Берлин |
Kfz |
|||||
«Эрдманн & Росс» (Erdman & Ross), Берлин Халензее |
Kfz |
21 |
||||
Франкфуртская кузовная фабрика, Франкфурт-на-Майне |
Kfz |
12 |
15 |
|||
«Гаубшат» (Gaubschat, Берлин -Нойкельн) |
Kfz |
12 |
15 |
17 |
||
«Глэзер», Дрезден |
Kfz |
12 |
15 |
21 |
||
Товарищество мастерских Саксония, Дрезден |
Kfz |
12 |
15 |
|||
«Хебмюллер»{Hebmiuler), Вюльфрат |
Kfz |
21 |
||||
«Паплер» (Papler). Мюнхен |
Kfz |
15 |
|
17 |
||
Саарбрюкская кузовная фабрика. Саарбрюккен |
Kfz |
12 |
||||
«Шлехте»(Schlehte)|. Гамбург |
Kfz |
12 |
||||
«Труц», Кобург |
Kfz |
12 |
15 |
17 |
18 |
|
Объединенные мастеоские по производству кузовов, Мюнхен |
Kfz |
15 |
||||
«Вумаг» (Wumag) Герлитц |
Kfz |
15 |
||||
«Цшау» (Zschau), Лейпциг |
Kfz |
12 |
15 |
Фирма ‘’Штевер’’ производила легкие типовые легковые автомобили преимущественно сама (предва-рительная серия- фирма ‘Линке-Гофман Фирма ‘’Ганомаг’’ также производила легкие типовые легковые автомобили в сборе и, кроме того поставляла для них кузова на фирму BMW «Хорх».»Вандерер», «Опель» и «Форд» поставляли для средних и тяжелых типовых легковых автомобилей исключительно шасси. Фирма ‘’Амби-Будв,» (Берлин) была крупнейшим производителем кузовов для средних и тяжелых типовых легковых автомобилей, а кроме того, она поставляла все кузова для кюбепьвагенов и автомобилей-амфибий.
«Ганомаг Гарант», модель 1936-1937 гг.
«Ганомаг Гарант», модель 1936-1937 гг. в качестве открытого четырехместного автомобиля с кузовом, близким к серийному.
''Ганомаг Рекорд'' (1934-1936 гг.)
»Ганомаг Рекорд» (1934-1936 гг.), в качестве четырехместного кюбельвагена категории Kfz здесь с закрытым верхом.
"Ганомаг Штурм", модель 1937-1938 гг.
«Ганомаг Штурм», модель 1937-1938 гг. в качестве спортивного автомобиля повышенной проходимости. Подобные машины промышленность предоставляла вермахту для участив во многих проводившихся тогда спортивных представлениях на местности.
«Ганомаг Штурм», модель 1937-1938 гг.
«Ганомаг Штурм», модель 1937-1938 гг. как четырехместный кюбельваген. В вермахте он использовался довольно редко, чаще – в полицейских подразделениях или партийных организациях.
BMW 315 (6 цилиндров, рабочий объем 1,5 л, 34 л.
BMW 315 (6 цилиндров, рабочий объем 1,5 л, 34 л. как четырехместный легковой автомобиль категории 4, изготовлен в период 1934-1936 гг. Вес 1000 кг. Габаритные размеры 4100 х 1500 Большинство Этих машин пережило еще первые месяцы войны с Россией, после которой, однако, им пришел конец.
BMW 309
BMW 309 ( 4 цилиндра, 0,9 л в качестве малого автомобиля телефонной связи Kfz 2 с двумя сиденьями и ящиком для оборудования (1934-1935 гг.). Кузов разработан и изготовлен на фирме «Мгирус»
Кюбельвагены марки «Мерседес-Бенц- типа «Штуттгарт», рабочий объем цилиндров 2,6 л, были изготовлены предположительно в 1929 г., по-видимому, это первые автомобили такого класса. Они обнаруживают уже типичную для ковшеобрзэных машин форму кузова, однако создают впечатление чего-то незавершенного. Два запасных колеса пока еще сзади кузова.
В качестве армейского транспортного средства Kfz 18 этот средний легковой автомобиль с двумя сиденьями, большим ящиком ЗИП’а и буксирным крюком. Он слегка напоминав! небольшой автомобиль телефонной связи. На базе этой машины категории Kfz 18 старой конструкции были задействованы, по всей вероятности, лишь немногие экземпляры.
Примерно в 1930-1935 гг. легковой автомобиль кюбельваген «Мерседес-Бенц» типа «Штутгарт» с двигателем с 6 цилиндрами, мощностью 10/50 л. с, рабочим объемом 2,6 л, был наиболее распространенной машиной в райхсвере и вермахте. Он был не слишком маленьким и не слишком большим, достаточно мощным, надежным, с большим запасом прочности и долговечным. Кузова этой особенно хорошо зарекомендовавшей себя модели изготовлялись частично на заводе в Зиндельфингене, частично на фирмах «Труц-Кобур» или «Гаубшат» (Берлин).
«Мерседес-Бенц» типа 200 кабриолет С», модель 1934 г., лаковое матовое покрытие защитного цвета. Перед войной его получили полковые командиры – в то время это был чаще всего полковник – в качество так называемого «городского автомобиля». Это было совершенно бессмысленно. так как эти господа, будучи самыми старшими по чину в гарнизоне, выполняли многие представительские обязанности, когда поездки на легковом автомобиле типа кюбельваген были ненужными и нецелесообразными.
"Мерседес-Бенц" типа 200
"Мерседес-Бенц" тил 290-1 (1934-1935 гг.).
Автомобиль кюбелваген фирмы «Мерседес-Бенц» тил 290-1 (1934-1935 гг.). Кузов «Труц» (Кобург).
'Мерседес-Бенц" тип 320
Автомобиль кюбельваген ‘Мерседес-Бенц» тип 320 WK (1936-1939 гг.) с открытым и закрытым верхом.
"Фаворит" (FAVORIT.)
В 1923 г. рейхсвер предпринимает попытки сделать автомобиль пригод-ным и полезным для ведения боевых действий. На фотографии изображен один из первых легковых автомобилей с ковшообразным кузовом, при этом здесь было использовано шасси модели «Фаворит» (FAVORIT.) фирмы «Адлер».
"Адлер" тип 12
Легковой автомобиль среднего класса кюбельваген «Адлер» тип 12 N-RW (создан на базе »Адлер’’ Стандарт» 6), изготовлялся в 1932 1933 гг.
''Адлер'', изготовлялся в 1933-1935 гг.
Легковой автомобиль среднего класса кюбельваген. модель »Адлер», изготовлялся в 1933-1935 гг. Фотография сделана во время учений летом 1937 гг.
3GD фирмы «Адлер» (19381940 ГГ.)
Легковой автомобиль кюбельваген 3GD фирмы «Адлер» (19381940 ГГ.) с 37-мм противотанковой пушкой на прицепном крюке.
Легковой автомобиль кюбельваген «Феномен Гранит» с охлаждаемым воздухом 2,5-литровым четырехцилиндровым двигателем 1934-1935 гг. Машина имела такое же шасси, как и на много более распространенный санитарный автомобиль «Феномен Гранит» 25 Н имел недоработки, но обладал чрезвычайной грузоподъемностью.
"Вандерер" W 11
С самой хорошей стороны зарекомендовал себя «кюбельваген «Вандерер» W 11. Здесь также было две серии. «Вандерер» W 11 с двигателем мощностью 10/50 л. с. поставлялся за период с 1933 по 1936 г. Его характерной особенностью внешнего вида были изогнутые крылья. Модель »Вандерер» V 11 с 3-литровым двигателем мощностью 12/60 л. с, с дверьми и круглыми крыльями была на вооружении с 1937 по 1941 г. На верхних двуж фотографиях изображены модели старой конструкции, на двух фотографиях новой конструкции, а именно (с открытым верхом) в 1937 г. в Ульме и (с закрытым верхом) в ноябре 1941 г. На окраинах русского города Калинина.
Из машин типа кюбельоагон модели «Штёвер» М 12 райхсвер располагал лишь несколькими сотнями. Они не отличались высокой проходимостью, а система охлаждения была явно не удовлетворительной. Тем неменее автомобиль по причине своего трехлитрового восьми-цилиндрового двигателя пользовался большой популярностью; перед войной его считали машиной командного состава. После 1941 г. модель »Штевер» М 12 исчезла из поля зрении. Насколько известно, остался один-единственный экземпляр, который использовался протекторате Чехия – Моравиа. Снимок слева внизу сделан в 1939 г. во время вторжения в Польшу.
1939 г. во время вторжения в Польшу.
''Вандерер'' W 23 S
Легковой кюбальваген среднего класса »Вандерер» W 23 S (1937-1939 гг). В отличие от обычной серийной модели, он имел жесткий задний мост, однако, по сравнению с моделью «Вандерер» W 11, обладал меньшей проходимостью.
«Хорх» 830 К 1934 г.
Легковой автомобиль кюбельваген «Хорх» 830 К 1934 г. Было изготовлено несколько десятков или даже сотен единиц – кто это теперь может сказать точно? – кюбельвагенов без ящика для оборудования и инвентаря в задней части машины. Кузова машины «Хорх» большей частью (или все?) изготовлялись фирмой «Глэзер».
В другой статье мы рассмотрим другие типы автомобилей, а на этом я заканчиваю свой обзор и перехожу к третей части обзора.. Продолжение на другой странице. Читайте далее