Легковые автомобили с ковшовым кузовом (типа Виллис), типовые и прочее Часть 2
Если смотреть на тогдашние германские транспортные средства для военных целей, то создается впечатление какого-то нездорового многообразия. Однако действительность была намного безрадостней. Вермахт вел войну с парком транспортных средств, который состоял более чем на 60 % из так называемых »запасных автомобилей», которые были реквизирована у различных хозяйств, у частных владельцев или из тыловых фондов. Не подлежали реквизиции легковые автомобили с двигателями рабочим объемом до одного литра, с двухтактными двигателями и с передним приводом. Таким образом. на родине всегда имелось достаточное количество автомобилей для военных нужд, где и так уже «красный угольник» получали лишь небольшие машины (с рабочим объемом до 2 л). Вермахт отбирал прежде всего все кабриолеты, в то время как автомобили с кузовом седан (лимузины) оставались у владельцев, даже если уже давно на них не ездили. При приемке трофейных автомобилей после кампании на Западе отбор был не таким строгим, как при реквизициях в начале войны. В эти последние недели и месяцы солдаты произвольно забирали с собой, что могло катиться (и заправляться). Это уже не бы-ли официальные реквизиции, и осуществлялись они также безвозмездно, однако государство после войны также рассматривало в той или иной степени уворованные автомобили как свою законную собственность. Как говорится, комментарии здесь излишни.
Кузова для легковых автомобилей в системе вермахта
Фмрмами-разработчиками были «Трущ» (Trutz) из Кобурга для открытых, и «Глэзер» (Дрезден) для за-крытых кузовов для машин вермахта. Фирмы, осуществлявшие изготовление но лицензии или по гото-вым образцам, получали комплект чертежей и изготовляли в зависимости от спроса или, в случае успеха. на конкурсной основе. Наиболее распространенные кузова производились следующими фирмами:
«Ауэр» (Auer), Бад Каннштат |
Kfz |
1 |
2 |
|||
«Магирус». Майнц |
Kfz |
2 |
||||
Объединенные мастерские по производству кузовов. Мюнхен |
Kfz |
2 |
||||
«Фогес» (Voges) |
Kfz |
1 |
2 |
|||
«Аккерман»(Ackermarn), Фовинкель |
Kfz |
|||||
«Лмби-Будд», Берлин Иоханисталь |
Kfz |
|||||
«Ауэр», Бад Каннштат |
Kfz |
15 |
17 |
18 |
||
«Аутенриет» (Authenrieth). Дармштадт |
Kfz |
12 |
||||
«Блюмхардт» (Bliumhardt), Эльберфельд |
Kfz |
|
15 |
17 |
||
«Бауэр» (Bauer). Кельн Эренфельд |
Kfz |
|||||
«Бауэр» Бад Каннштат |
Kfz |
|||||
«Бунэ» (Buhne). Берлин |
Kfz |
|||||
«Эрдманн & Росс» (Erdman & Ross), Берлин Халензее |
Kfz |
21 |
||||
Франкфуртская кузовная фабрика, Франкфурт-на-Майне |
Kfz |
12 |
15 |
|||
«Гаубшат» (Gaubschat, Берлин -Нойкельн) |
Kfz |
12 |
15 |
17 |
||
«Глэзер», Дрезден |
Kfz |
12 |
15 |
21 |
||
Товарищество мастерских Саксония, Дрезден |
Kfz |
12 |
15 |
|||
«Хебмюллер»{Hebmiuler), Вюльфрат |
Kfz |
21 |
||||
«Паплер» (Papler). Мюнхен |
Kfz |
15 |
|
17 |
||
Саарбрюкская кузовная фабрика. Саарбрюккен |
Kfz |
12 |
||||
«Шлехте»(Schlehte)|. Гамбург |
Kfz |
12 |
||||
«Труц», Кобург |
Kfz |
12 |
15 |
17 |
18 |
|
Объединенные мастеоские по производству кузовов, Мюнхен |
Kfz |
15 |
||||
«Вумаг» (Wumag) Герлитц |
Kfz |
15 |
||||
«Цшау» (Zschau), Лейпциг |
Kfz |
12 |
15 |
Фирма ‘’Штевер’’ производила легкие типовые легковые автомобили преимущественно сама (предва-рительная серия- фирма ‘Линке-Гофман Фирма ‘’Ганомаг’’ также производила легкие типовые легковые автомобили в сборе и, кроме того поставляла для них кузова на фирму BMW «Хорх».»Вандерер», «Опель» и «Форд» поставляли для средних и тяжелых типовых легковых автомобилей исключительно шасси. Фирма ‘’Амби-Будв,» (Берлин) была крупнейшим производителем кузовов для средних и тяжелых типовых легковых автомобилей, а кроме того, она поставляла все кузова для кюбепьвагенов и автомобилей-амфибий.
«Ганомаг Гарант», модель 1936-1937 гг. в качестве открытого четырехместного автомобиля с кузовом, близким к серийному.
»Ганомаг Рекорд» (1934-1936 гг.), в качестве четырехместного кюбельвагена категории Kfz здесь с закрытым верхом.
«Ганомаг Штурм», модель 1937-1938 гг. в качестве спортивного автомобиля повышенной проходимости. Подобные машины промышленность предоставляла вермахту для участив во многих проводившихся тогда спортивных представлениях на местности.
«Ганомаг Штурм», модель 1937-1938 гг. как четырехместный кюбельваген. В вермахте он использовался довольно редко, чаще – в полицейских подразделениях или партийных организациях.
BMW 315 (6 цилиндров, рабочий объем 1,5 л, 34 л. как четырехместный легковой автомобиль категории 4, изготовлен в период 1934-1936 гг. Вес 1000 кг. Габаритные размеры 4100 х 1500 Большинство Этих машин пережило еще первые месяцы войны с Россией, после которой, однако, им пришел конец.
BMW 309 ( 4 цилиндра, 0,9 л в качестве малого автомобиля телефонной связи Kfz 2 с двумя сиденьями и ящиком для оборудования (1934-1935 гг.). Кузов разработан и изготовлен на фирме «Мгирус»
Кюбельвагены марки «Мерседес-Бенц- типа «Штуттгарт», рабочий объем цилиндров 2,6 л, были изготовлены предположительно в 1929 г., по-видимому, это первые автомобили такого класса. Они обнаруживают уже типичную для ковшеобрзэных машин форму кузова, однако создают впечатление чего-то незавершенного. Два запасных колеса пока еще сзади кузова.
В качестве армейского транспортного средства Kfz 18 этот средний легковой автомобиль с двумя сиденьями, большим ящиком ЗИП’а и буксирным крюком. Он слегка напоминав! небольшой автомобиль телефонной связи. На базе этой машины категории Kfz 18 старой конструкции были задействованы, по всей вероятности, лишь немногие экземпляры.
Примерно в 1930-1935 гг. легковой автомобиль кюбельваген «Мерседес-Бенц» типа «Штутгарт» с двигателем с 6 цилиндрами, мощностью 10/50 л. с, рабочим объемом 2,6 л, был наиболее распространенной машиной в райхсвере и вермахте. Он был не слишком маленьким и не слишком большим, достаточно мощным, надежным, с большим запасом прочности и долговечным. Кузова этой особенно хорошо зарекомендовавшей себя модели изготовлялись частично на заводе в Зиндельфингене, частично на фирмах «Труц-Кобур» или «Гаубшат» (Берлин).
«Мерседес-Бенц» типа 200 кабриолет С», модель 1934 г., лаковое матовое покрытие защитного цвета. Перед войной его получили полковые командиры – в то время это был чаще всего полковник – в качество так называемого «городского автомобиля». Это было совершенно бессмысленно. так как эти господа, будучи самыми старшими по чину в гарнизоне, выполняли многие представительские обязанности, когда поездки на легковом автомобиле типа кюбельваген были ненужными и нецелесообразными.
Автомобиль кюбелваген фирмы «Мерседес-Бенц» тил 290-1 (1934-1935 гг.). Кузов «Труц» (Кобург).
Автомобиль кюбельваген ‘Мерседес-Бенц» тип 320 WK (1936-1939 гг.) с открытым и закрытым верхом.
В 1923 г. рейхсвер предпринимает попытки сделать автомобиль пригод-ным и полезным для ведения боевых действий. На фотографии изображен один из первых легковых автомобилей с ковшообразным кузовом, при этом здесь было использовано шасси модели «Фаворит» (FAVORIT.) фирмы «Адлер».
Легковой автомобиль среднего класса кюбельваген «Адлер» тип 12 N-RW (создан на базе »Адлер’’ Стандарт» 6), изготовлялся в 1932 1933 гг.
Легковой автомобиль среднего класса кюбельваген. модель »Адлер», изготовлялся в 1933-1935 гг. Фотография сделана во время учений летом 1937 гг.
Легковой автомобиль кюбельваген 3GD фирмы «Адлер» (19381940 ГГ.) с 37-мм противотанковой пушкой на прицепном крюке.
Легковой автомобиль кюбельваген «Феномен Гранит» с охлаждаемым воздухом 2,5-литровым четырехцилиндровым двигателем 1934-1935 гг. Машина имела такое же шасси, как и на много более распространенный санитарный автомобиль «Феномен Гранит» 25 Н имел недоработки, но обладал чрезвычайной грузоподъемностью.
С самой хорошей стороны зарекомендовал себя «кюбельваген «Вандерер» W 11. Здесь также было две серии. «Вандерер» W 11 с двигателем мощностью 10/50 л. с. поставлялся за период с 1933 по 1936 г. Его характерной особенностью внешнего вида были изогнутые крылья. Модель »Вандерер» V 11 с 3-литровым двигателем мощностью 12/60 л. с, с дверьми и круглыми крыльями была на вооружении с 1937 по 1941 г. На верхних двуж фотографиях изображены модели старой конструкции, на двух фотографиях новой конструкции, а именно (с открытым верхом) в 1937 г. в Ульме и (с закрытым верхом) в ноябре 1941 г. На окраинах русского города Калинина.
Из машин типа кюбельоагон модели «Штёвер» М 12 райхсвер располагал лишь несколькими сотнями. Они не отличались высокой проходимостью, а система охлаждения была явно не удовлетворительной. Тем неменее автомобиль по причине своего трехлитрового восьми-цилиндрового двигателя пользовался большой популярностью; перед войной его считали машиной командного состава. После 1941 г. модель »Штевер» М 12 исчезла из поля зрении. Насколько известно, остался один-единственный экземпляр, который использовался протекторате Чехия – Моравиа. Снимок слева внизу сделан в 1939 г. во время вторжения в Польшу.
Легковой кюбальваген среднего класса »Вандерер» W 23 S (1937-1939 гг). В отличие от обычной серийной модели, он имел жесткий задний мост, однако, по сравнению с моделью «Вандерер» W 11, обладал меньшей проходимостью.
Легковой автомобиль кюбельваген «Хорх» 830 К 1934 г. Было изготовлено несколько десятков или даже сотен единиц – кто это теперь может сказать точно? – кюбельвагенов без ящика для оборудования и инвентаря в задней части машины. Кузова машины «Хорх» большей частью (или все?) изготовлялись фирмой «Глэзер».
В другой статье мы рассмотрим другие типы автомобилей, а на этом я заканчиваю свой обзор и перехожу к третей части обзора.. Продолжение на другой странице. Читайте далее