Калейдоскоп танков и бронированных транспортных средств бундесвера Часть 5
Колесные бронированные машины следующего поколения: «Лукс» и «Фукс»
При смене поколения грузовых машин среднего класса планировалось создать семейство бронированных колесных машин, которые должны были получить ходовую часть, а первоначально также и двигатель от нового грузового автомобиля повышенной проходимости бундесвера. Здесь также противостояли друг другу по разработкам так называемое Общественное бюро и фирма «Даймлер-Бенц». По заказу Общественного бюро разработками бронированных колесных машин занималась главным образом фирма «Бюссинг», которая в этой области продолжала следовать своим традициям, заложенным еще во времена Первой мировой войны. В апреле 1968 г. фирма «Бюссинг» приступила к показу нескольких прототипов, которые имели двигатели воздушного охлаждения и торсионную подвеску колес. Фирма «Даймлер-Бенц» поручила выполнить разработки фирме «Порше», передала в декабре 1968 г. бундесверу свои первые опытные модели. Они оснащались двигателями и жесткими мостами на винтовых подвесках (и, в частности, ведущими мостами с планетарными колесными передачами). Бундесвер проявлял в то время повышенный интерес к плавающей разведывательной машине с колесной формулой 8×8. В январе 1971 г. было принято решение принять на вооружение машину фирмы «Даймлер-Бенц». В декабре 1973 г. фирма «Хеншель» стала генеральным подрядчиком по производству, как стали называть, боевой разведывательной машины 2 (БТР-2). (Кассельский завод назывался тогда «Райншталь-Транс-порттехник», в 1976 г. он получил новое название: «Тиссен-Хеншель», Оборонная техника»). В сентябре 1975 г. начались поставки БТР-2, которая получила название «Луке» («Рысь»). Были заказаны в общей сложности 408 машин, в частности, по 34 единицы для каждого из одиннадцати танковых разведывательных батальонов, где они сменили старые машины М-41 и короткие бронетранспортеры «Гочкисс». Оформление контракта продолжалось 24 месяца. При этом речь шла меньше всего о продукции фирмы «Хеншель». а главным образом о конечной сборке машин. Дело в том. что двигатель, мосты,рулевое управление и детали ходовой части поставлялись фирмой «Даймлер-Бенц». коробка передач – «Фабрикой зубчатых колес», бронированное шасси – фирмой «Юнг», башня с вооружением «Райнметалл». Другие более мелкие узлы и детали – многочисленными другими фирмами. – БТР «Фукс» была первой бронированной плавающей колесной машиной бундесвера Она отвечала всем требованиям к разведывательной машине: броневая защита и антиблокировочная система, хорошие возможности вести наблюдение, высокая скорость передвижения, возможность почти бесшумного медленного движения вперед, отличная проходимость, большой запас хода, плавучесть, прекрасное оснащение средствами радиосвязи, вполне достаточное вооружение, относительно небольшие эксплуатационные затраты.
Параллельно с восьми колесной БТР «Лукс» фирмы «Даймлер-Бенц» и «Порше» вели разработки шести колесной БТР «Фукс». Эта колесная машина также полностью бронирована более тонкой броней, чем у «Лукса». Серийное производство на предприятиях «Тиссена-Хеншеля» началось в июне 1979 г. Первая машина была направлена в войска в декабре 1979 г., когда она и получила название «фукс» Т Рz 1. В общей сложности бундесвер заказал 996 БТР (6×6). причем до 1985/86 гг. были готовы для поставки пример-но 160 машин. Новые БТР использовались главным образом в разведывательных батальонах. Там они заменили примерно 500 машин М-113. которые хотели переоборудовать в санитарные БТР, а 135 коротких («Гочкисс») бронетранспортеров и 380 грузовых машин 1.5 т повышенной проходимости («Унимог» S) должны были быть списаны. БТР «фукс»- имеется в трех вариантах: основная модель (440 единиц) в качестве машины для перевозки людей, транспортный танк 1 радиосвязи (348 единиц) в качестве машины для управления огнем зенитных подразделений «Гепард» и «Роланд», а также оборудован-ной радарной установкой управления огнем РАSIТ, координируемым танками-разведчиками и, наконец, 172 машины в качестве средства радиоэлектронной борьбы. У этой последней версии по причинам увеличившейся массы пришлось отказаться от привода для движения по воде, однако плавучесть машины осталась. (Электронные средства связи войска используют для создания помех и для дезинформации противника.) Вне всякого сомнения, Т Рz 1 «Фукс» является как в техническом, так и в тактическом отношении весьма интересной новинкой, обогащающей наши вооруженные силы. Старые фронтовики, наверняка, смотрят на «защищенные» транспортные машины с известной долей скепсиса: офицеры, будучи сами увлечены бурной деятельностью, чересчур легкомысленно путают те транспортные средства, которые выглядят более воинственно, чем они есть на самом деле, с настоящими боевыми танками. А что же тогда остается делать бедному пулеметчику, которому приходится высовываться из машины, даже если впереди нет никакого защитного щита… В стадии разработки находился также БТР Т Рz-2 (колесная формула 4×4). который на испытаниях провалился, поскольку его полезная нагрузка оказалась слишком небольшой. Фирма ЕWK по согласованию с бундесвером довела его в качестве автомобиля-амфибии для саперных подразделений и как разведывательный автомобиль до сдачи в серию. Однако до серии и эта версия не дошла, поскольку ее практическая ценность не оправдывала затраченных огромных средств.
Бундесвер: принятые сокращения:
dl - gelendegangig - ВЫСОКОЙ проходимости
s - schwimmtahig - плавающий
gep - gepanzert - бронированный
Kpz-Kampfpanzer -танк
FlakPz-Flakpanzer- танк с зенитной установкой
Вpz - Bergepanzer – эвакуационный танк (БРЭМ)
BrPz - Bruckelegepanzer - танковый мостоукладчик
Jpz (Kan) - Kanonen-Jagdpanzer - пушечный истребитель танков
JPz (Rak) - Raketen-Jagdpanzer - ракетный/реактивный танк-истребитель
SРz - Schutzenpanzer - бронетранспортер
SpahPZ - Spahpanzer - разведывательная боевая машина
BeobPz - Beobachtungspannze - танк наблюдателей
PzMrs - Panzermorser - самоходный миномет
ТРz - Transportpanzer - транспортный танк
FH - Feldhaubitze - полевая гаубица
РzH - Рanzerhaubitze - самоходная гаубица
Продолжение на другой странице: Читайте далее..