Калейдоскоп танков и бронированных транспортных средств бундесвера Часть 4
Семейства машин из США: М 113 вместе с его новыми и прежними разработками.
Никакая другая бронированная гусеничная машина не представлена в армиях западных стран в таком большом количестве, как американская М-113. Бундесвере 1962 г. имеет парк примерно из 4000 машин этого типа. Его техническая особенность заключается в том, что как шасси, так и корпус изготовлены главным образом из броневого легкого сплава, который в известной мере зарекомендовал себя (в том числе и во Вьетнаме). Машина обладает плавучестью, правда, речь может идти только о преодолении стоячих или спокойных водоемов, поскольку движение в воде и управление машиной осуществляются только с помощью гусениц. Корпус с вертикальными стенками обеспечивает хорошую плавучесть машины. Стоимость ее относительно низка – порядка 250 000 немецких марок. Если М-113 у американцев и в других армиях используется как разведывательная машина или как бронетранспортер, то в бундесвере он служит как транспортное средство для перевозки персонала и для других целей. поскольку экипаж из полностью бронированной машины не может вести боевые действия. Доступ в машину осуществляется через заднюю, откидывающуюся вниз аппарель. Первое время БТР М-113 поставлялся с потребляющим много воды бензиновым двигателем «Крайслера». Лишь в модификации М-113 А 1 (с 1964 г) изготовитель поставил в остальном оставшуюся без особых изменений машину двухтактный двигатель фирмы Дженерал Моторс». Бундесеер переоснастил большую часть старых машин этим дизельным двигателем. С нашей стороны приобретались, за исключением небольшого числа специальных машин, только пустые машины М-113. с тем чтобы немецкие фирмы оснастили их вооружением, радиооборудованием, оптикой и пр. К обозначению этих до оснащенных машин добавлялась буква «G». В составе бундесвера БТР М-113 А 1 в качестве бронетранспортера для перевозки персонала используется 8 мотопехоте и в инженерных войсках с бронетанковой техникой, а также как машина радиосвязи, управления огнем, наблюдения, радиолокационным оборудованием, как санитарная 250 машин в 1970/71 гг. были оснащены фирмой «Хен-шель» (Кассель) 120-мм минометами. В 1975/76 гг. дивизионные и бригадные штабы по-лучили в обшей сложности 220 созданных на базе М-1 13 А 1 штабных машин М-577 А 1 в качестве мобильных наблюдательных пунктов. Транспортный БТР М-667 имеет тот же двигатель и ходовую часть БТР М-113 А 1, но не-бронированный корпус. Эта модель обеспечивает мобильность и проходимость в условиях пересеченной местности ракето-артиллерийского комплекса «Ланс»(Lance). В каждую систему входят два транспортных средства названного типа, оснащенные различным оборудованием, а именно: М-752 в качестве автомобиля-носителя со стартовой рампой, а М-688 как погрузчик и транспортное средство с гидравлическим 1,8-тонным краном. Управляемая ракета класса «земля-земля» («Ланс» имеет длину 6,24 м, весит 1520 кг, а дальность полета ее составляет около 120 км. Ракета с одноступенчатым двигателем на жидком топливе. Оружие – простое, прочное, надежное, с высокой точностью попадания в цель, для обслуживания его не требуется большого персонала (пусковая группа: 1 офицер, 4 унтер-офицера, 5 солдат). В американской армии «Ланс» был принят на вооружение в 1972 г. В 1974 г. бундесвер заказал 26 комплексов «Ланс» (и к этому 175 ракет) для корпусной артиллерии армии. Они заменили за период с 1976 по 1978 годы 105 имевшихся до этого ракетных комплексов «Онест Джон» и «Сержант» (Sergreant) – твердотопливная баллистическая ракета перед каждым стартом требовала основательной подготовки. Аналогичной разновидностью БТР М-113 является транспортер М-474, который люфтваффе использует для запуска ракеты среднего радиуса действия «Першинги». И, наконец, следует упомянуть о М-578. Это-не бронированный минный заградитель на базе М-113 компании «Динамит Нобель А. Г.». Он имеет 6 магазинов по 20 мин в каждом. Инженерные войска получали их, по всей видимости, в середине восьмидесятых годов. В начале 60-х годов в американскую армию стал поступать комплекс из четырех новых самоходных артиллерийских установок М-107, М-108, М-109, М-110. В этом случае конструкторы постарались выполнить два требования: во-первых, придать легким образцам из этой серии возможность преодолевать водные препятствия вплавь и перевозиться по воздуху (т. е. быть аэротранспортабельными), во-вторых. использовать унифицированное шасси и общие агрегаты. Это были САУ М-107 со 175-мм пушкой, М-108 со 105-мм гаубицей (самая легкая из всей четверки), М-109 со 155-мм гаубицей и М-110 с 203-мм гаубицей. М-108 и М-109 были созданы и вы-пускались той же фирмой, что и бронетранспортер М-113, а именно: F.С.М. (Food Company Machinery). Понятно, что фирма использовала агрегаты своего броне-транспортера и его модифицированную ходовую часть. Теперь она состояла из се-ми катков. В конструкциях этих САУ широко использовались детали из брони с применением легких сплавов на основе алюминия, благодаря чему и удалось получить эти машины с небольшой массой, а именно: у М-108 – 20,7 г, а у М-109 – 23,4 т. Это позволило обеспечить с некоторыми дополнительными приспособлениями плаву-честь машины и аэро транспортабельность. Экипажи этих САУ состоят из 5 человек. Машины вооружены также открыто установленным на крыше башни 12,7-мм зенитным пулеметом. САУ М-109 является для бундесвера основной. В Германии эти машины были модернизированы и получили обозначение М-109 С. При этом была несколько повышена дальность стрельбы, которая может быть увеличена еще на 30% при использовании специальных снарядов с ракетным ускорителем (т. наз. активно-реактивных). Для САУ М-107 и М-110 была сконструирована специальная база, называвшаяся универсальным гусеничным шасси Т-249. Это шасси с передним расположением двигателя мощностью 420 л. с. с пятью опорными катками, причем пятый каток выполняет роль направляющего колеса. Их боевые массы – 28 и 25,5 т, соответственно. Артиллерийская система: на М-107 – это длинноствольная 175-мм пушка с некоторыми гаубичными свойствами, т. е. для ведения навесного огня предусмотрены сменные неполные заряды. Из этой пушки можно вести огонь снарядами с ядерным боезарядом на дальность 32,7 км. М-110 вооружена 203-мм гаубицей, на обеих этих САУ орудие установлено в кормовой части открыто на тумбовом лафете. Устойчивость машин при стрельбе обеспечивается двумя откидными сошниками. САУ М-110 дважды модернизировалась. У М-110 A1 дальность стрельбы увеличилась 17 до 21 км, аактивнореактивным снарядом до 29 км. У модификации М-110 А2 дальность стрельбы возросла еще больше. К этой гаубице также имеется снаряд с ядерной боеголовкой. Обе самоходки не обладают способностью плавать и не аэротранспортабельны. Считается, что в будущем ствольная артиллерия уступит свое значение ракетным системам. По-видимому, исходя из этого соображения руководство бундесвера стремится переоборудовать имеющиеся у него 150 САУ-М107 и 80 М-110 в 203-мм САУ М-110 А2. Одновременно с этим пытаются прийти только к двум калибрам полевой самоходной артиллерии, а именно. 155 и 203 мм. О разработке самоходной гаубицы SР-70 будет рассказано в разделе о семействе машин на базе основного боевого танка «Леопард»
Командно-штабная машина М-113 А1G (прежде танк наблюдателей, модернизация 1977 г.)
РЛС со складывающейся антенной «Грин Ачер» (Green Archer) на М-113 для пеленгации тяжелых орудий и для стрельбы с наблюдением с помощью радарного измерительного устройства.
Продолжение на другой странице: Читайте далее.. Колесные бронированные машины следующего поколения: «Пуке» и «Фукс»