Тяжелая гаубица концерна «Шкода»
Перед Первой мировой войной концерн в г. Пльзень (сегодняшняя Чехия) был одним из лидеров по разработке и производству сверхмощных орудий. Как и многим другим государствам Европы, во время военных действий Австро-Венгрии предстояло сокрушать полосы укреплений, защищающих жизненно важные центры возможных противников. По мере того как эти укрепления становились мощнее, развивалось и наступательное вооружение. 305-мм гаубица концерна «Шкода» отвечала лучшим европейским образцам: ее 382-х или 287-кг снаряд был способен пробить самую мощную крепостную защиту.
Предназначенная для транспортировки
Данная модель гаубицы имела одну важную особенность: при разработке данного орудия особое внимание уделялось вопросу транспортировки данной гаубицы. 305-мм гаубица образца 1911 года разделялась на три основные части: ствол, огневая батарея и корпус орудия. При создании этой гаубицы была предусмотрена возможность транспортировки ее ствола и лафета трактором «Австро-Даймлер» на большие расстояния. Тракторы впервые использовались для этих целей.
Механизированная тяга
На каждом тракторе-тягаче сидели бойцы орудийного расчета в основном для управления тормозами. Снаряды, сборочные лебедки, инструменты и даже специальная передвижная мастерская, а также приборы управления стрельбой, продовольствие, документация и т.п. перевозились на дополнительных тракторах. В1914 году такие мобильные батареи крушили бельгийские укрепления вместе с 420-мм пушками «Биг Берта». Позднее они применялись в битвах при Вердене и в итальянской кампании. Уже по ходу Первой мировой войны появилась необходимость в создании более мощных частей артиллерии. В результате концерна «Шкода» разработала гаубицу более мощного калибра. Так появилась 420-мм гаубица образца 1914 года.
Улучшенная мобильность
Транспортировка и установка 420-мм полевой гаубицы 1914 года были долгим и трудоемким процессом. Ввиду данной проблемы, в 1916 году концерном «Шкода» была разработана более легкая модель гаубицы. Однако задачи по транспортировке и установке данного орудия не были решены. Созданная на ее базе модель 1917 года обладала несколько лучшей мобильностью. Тем не менее общая масса установки при перевозке значительно превышала 100 т. Темп стрельбы составлял не более 1-2 выстрелов в час, тяжелый снаряд весил 1000 кг, а максимальная дальность составляла 14600 м. В1916 году концерном «Шкода» была выпущена новая модель – 380-мм гаубица, которая была названа «Барбара». Данное орудие также разрабатывалось с целью бы строй и удобной транспортировки данной гаубицы. Одна ко на деле всего несколько экземпляров было произведено. После окончания Первой мировой войны на территории стран, образовавшихся в результате распада Австро-Венгрии, широкое распространение получили гаубицы калибра 305-мм. Большинство данных орудий оказались в Венгрии и Чехословакии. Однако Италия также получила несколько гаубиц данного калибра наряду с орудиями калибра 470-мм.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Гаубица обр. 1911
|
Начальная скорость: тяжелого снаряда – 340 м/с |
Калибр: 3,03 мм Длина ствола: 2,463 м |
Максимальная дальность стрельбы: |
Угол вертикального наведения: -40°… +70°
|
Масса: 20 830 кг |
Угол горизонтального наведения:
2О° |
Масса снаряда: 287 или 382 кг |
Читайте далее : Тяжелая 220-мм пушка концерна «Шнейдер» образца 1917 года