Самоходные орудия Второй мировой войны
Итальянская армия ненамного отставала от германской в осознании необходимости вооружения штурмовыми орудиями и разработала целую гамму установок, внешне напоминающих немецкую StuG 3. Эти орудия выпускались в значительных количествах, так как они были проще в производстве, чем имеющие большее бронирование новые итальянские танки. Но к тому времени, как их было уже достаточно, Италия практически вышла из войны,и штурмовые орудия перешли к немцам. Большинство итальянских самоходок, известных как «semovente», имели 75 -мм или 105 – мм пушки или гаубицы со стволами разной длины, но все они были смонтированы на станинах для стрельбы..
Японцы отставали от других стран в развитии бронетехники на протяжении всей Второй мировой войны. Их первые военные походы в Китай и Манчжурию оставили у них ошибочное представление о ненужности тяжелой бронированной техники; вместо этого они сосредоточили свои усилия на том, что во всем мире считается легкими танками и танкетками. Этому способствовало и состояние японской промышленности, которая находилась на ранней стадии развития и не имела крупных производственных мощностей. Так Япония отстала в развитии самоходной артиллерии; было выпущено только небольшое.
Первый образец мобильной SIG 33 проверили во французской кампании 1940 года. Она была еще предельно простой: гаубица прямо крепилась вместе со станиной и колесами на легкий танк Pz.Kpfw со снятой башней. Расчет из четырех человек был защищен бронированными щитами. В целом, установка получилась не очень удачной: центр тяжести располагался довольно высоко, и шасси оказалось перегруженным. Все эти недостатки устранили в 1942 году. При создании модели PzKpfw II Ausf C (SdKfz 121) гаубицу посадили в шасси гораздо ниже, что оказалось верным решением, и к концу 1943.
Еще в 1939 году стало ясно, что дни маленького танка PzKpfw II сочтены: у него недоставало вооружения и брони. Но он продолжал выпускаться как достаточно надежный и когда появилась потребность в самоходной артиллерии, PzKpfw II был выбран в качестве носителя 105-мм полевой гаубицы leFH 18. Модификация корпуса танка была незамысловатой: гаубицу установили за открытым бронированным щитом в задней части корпуса, а участок, где ранее была башня, бронировали сверху и приспособили для размещения боезапаса. Толщина брони была не более 18 мм. Получившаяся таким образом самоходная гаубица…
«Хуммель» представлял собой гибрид шасси и узлов двух легких танков названный GWIII/IV. В первой модели 1941 года использовалась удлиненная подвеска и катки от PzKpfw IV, а при вод, коробка передач и траки – от PzKpfw III. На этом корпусе соорудили открытую конструкцию из легких бронированных щитов, в которую могло устанавливаться орудие одного из двух типов. Самоходные установки предназначенные для уничтожения танков, получали модифицированную 88-мм противотанковую пушку, а для обеспечения артиллерийской поддержки – специальную модель 80-мм…
Концепция этого специализированного орудийного транспортера была в новинку для Германии, когда она впервые начала обсуждаться в 1942 году. Нужна была не просто очередная САУ, а именно транспортер для орудия, заключенного в башню. На позиции орудие должно было сниматься с танкового корпуса и устанавливаться на него после боя. Точное тактическое назначение такого вида оружия остается до сих пор неясным – ведь в 1942 танковые дивизии вермахта диктовали правила ведения маневренной войны всем своим противникам и не было никакой необходимости в обособленном и статичном артиллерийском…
Серия «Карл» представлена самыми большими из когда либо произведенных САУ. Один из вариантов транспортера, «Герэт» 040, с установленным на нем 600-мм стволом; второй – «Герэт» 041, с 540-мм стволом. В армии их называли «Тор». Орудия имели дальность стрельбы 4500 м и 6240 м, соответственно. Для достижения максимального эффекта, снаряды были способны взрываться, пробив слой бетона от 2,5 до 3,5 м. Снаряды сами по себе были очень тяжелыми:600-мм имел массу не менее 2170 кг, а 540-мм – 1250 кг. Оба «Карла» были огромными, устрашающими орудиями. Вес и габариты орудий…
Несмотря на свою отличную репутацию, штурмовые орудия StuG III к 1943 году стали считаться слишком легкими для этой роли, нужна была новая тяжелая штурмовая АУ. Имеющиеся 150-мм САУ slG 33 имели недостаточное бронирование для ближнего боя; поэтому, с постепенной заменой танка PzKpfw IV «Пантерами» и «Тиграми», появилась реальная возможность создать такую установку на базе последних моделей танка PzKpfw IV. Опытные образцы появились в 1943 году под названием штурмовая гаубица IV «Брюммбэр» («Медведь гризли»). Они представляли коробчатую конструкцию, образуемую опускающимися к земле броневыми листами, закрывающими переднюю часть танка PzKpfw IV со снятой башней.
Сталинград преподал германской армии много уроков, не последним из которых была неготовность немцев вести бои в условиях города, связанная и с отсутствием адекватного оружия ближнего боя. В привычной для себя манере они предполагали справиться с боевыми действиями в условиях больших городов методом тотального уничтожения живой силы противника массированным огнем сверхтяжелых орудий. При этом, казалось, можно было просто сравнять с землей все укрепленные пункты и огневые точки противника. Для этого и предназначался наземный аналог морского оружия, снаряд которого был подобием глубинной бомбы.
Исходя из опыта Первой мировой войны, германская армия видела необходимость иметь мобильную бронированную АУ для наступления вместе с пехотой и оказания ей огневой поддержки, подавляя укрепленные пункты и разрушая бункеры противника. В конце 30-х годов такая установка была разработана на базе шасси, подвески и ходовой части танка PzKpfw III. Она была известна как StuG III. Стандартная верхняя часть корпуса вместе с баш ней танка были заменены толстой броневой плитой, на которой в передней части крепилось короткоствольное 75-мм орудие. StuG III Ausf А вошла в строй в 1940 году; вскоре появились модели В, С и О, а в 1942 году – StuG III Ausf F.
Когда в 1941 году Красная Армия утратила значительную часть своего вооружения, налаживание массового производства военной техники стало первостепенной задачей. Для использования на ближайшую перспективу были выбраны всего несколько типов оружия, которые и были определены к выпуску. Среди них была знаменитая 3ИС-3, 76,2-мм пушка, которая была не только отличным полевым, но и противотанковым орудием. Приняв на вооружение 3ИС-3, Красная Армия не только получила отличное оружие, сделав его впоследствии самоходным.
Первая из тяжелых советских САУ, СУ-152, появилась в 1943 году, перед сражением под Курском. 152-мм гаубица М-1937 крепилась к большому и тяжелому защитному кольцу переднего броневого щита корпуса танка КВ-2. В верхней плите корпуса имелись люки, в одном из которых было крепление для зенитного пулемета. Первые образцы планировались как противотанковые и штурмовые орудия – эти две задачи советские тактики никогда не разделяли – тем более что в бою СУ-152 полагалась, главным образом, на большую массу снаряда и его кинетическую энергию.
В начале 1941 года Британская комиссия по закупкам в Вашингтоне выяснила, что шасси американского танка М7 « Прист», на котором было установлено нестандартное для Королевской армии 105-мм орудие, можно модифицировать под английскую 25-фунтовую гаубицу. США выполнили заказ, но из-за полной загрузки своих производственных мощностей отказались наладить серийный выпуск. Заказ приняли канадцы, взяв за основу танк типа «РЭМ», который вскоре заменили американские МЗ и М4. Так появился «Секстон». «Секстон» сохранил базовую конструкцию танка М7 «Прист», модифицированного под британские стандарты.
Идея создания САУ «Бишоп» возникла в то время, когда батареи 25-фунтовых пушек использовались для борьбы с танками Роммеля в североафриканской пустыне. Для защиты расчетов пушки решили установить на шасси пехотного танка «Валентайн». К сожалению, тактические задачи такой комбинации орудия и боевой машины были неопределенными с самого начала. 25-фунтовая модель «Валентайн» Mk 1 – результат прямой модификации: башню танка заменили большей по размеру и установили в ней пушку. Она оказалась слишком заметной для противника на поле боя, а внутри нее было недостаточно места для расчета.
Опыт, полученный армией США при установке 105 – мм гаубицы на полугусеничные машины, говорил о том, что лучше приспособить для этого полностью гусеничные носители. Так было выбрано шасси среднего танка М3, существенно модифицированное под надстройку с открытым верхом и установкой орудия впереди. Опытный образец был назван Т32; после полевых испытаний справа от боевого отделения была установлена турель для пулемета, и установка М7 была принята на вооружение. Толщина бронирования составляла 25,4 мм.
М 12 была первой серийной САУ Второй мировой войны производства США. Эта САУ со 155-мм пушкой была создана по проекту Т6, на базе шасси среднего танка М3. Новая комбинация орудия 155-мм М1А1, известного как «Лонг Том» (с 20 снарядами боезапаса) и шасси среднего танка М4А3, появилась в декабре 1943 года. Ширина шасси была увеличена, установлены более мощные пружины подвески, двигатель был перенесен вперед, предусмотрен сошник для гашения усилий отката. Дальность стрельбы 43–кг снарядом составляла 23514 м.