Управление огнем зенитной артиллерии во Второй мировой войне
Несмотря на значительные силы и средства наземной пво времен Второй мировой войны, авиация оставалась практически неуязвимой для тяжелых снарядов зенитной артиллерии. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, в первую очередь необходимо было усовершенствовать систему управления огнем и наводку.
Одной из самых трудных для артиллерии.. целей можно считать летящии самолет: во-первых, самолет может маневрировать во всех трех плоскостях, во-вторых, прежде чем снаряды, выпущенные по цели, достигнут тоцки прицеливания, пройдет какое-то время, за которое самолет может знацительно отклониться от предыдущего курса.
Поэтому, чтобы увеличить вероятность попадания, артиллерист вынужден использовать специальные приспособления. Механические приспособления, которыми пользовались артиллеристы Второй мировой войны, действовали по одному принципу: для того, чтобы орудие имело хоть какие-то шансы поразить цель, цель должна лететь по устоявшемуся курсу с неизменной скоростью.
Но самолеты редко совершали полеты в таком режиме, даже плотные боевые порядки бомбардировщиков предполагали возможность отклонения отдельных самолетов от курса.
Основы прицеливания
Только самые крупные зенитные установки имели подобие налафетной системы управления oгнeм. Это был обычный при цел, по форме напоминавший колесо телеги и предназначавшийся для работы в отрыве от остальных войск и в чрезвычайных ситуациях. При таких условиях расстояние до цели определялось с помощью простого переносного дальномера. Однако для большей точности прибор должен был иметь как можно более широкую оптическую базу. Поэтому даже в начальный пepиод данные пo дальности снимали с широко базового дальномера, который размещался в центре орудийной позиции. Информацию передавали голосом или по телефону.
Со временем стало очевидно, что такое расположение можно использовать для получения иных данных по управлению орудием. Таким образом, в качестве замены лафетному прицелу был разработан прибор управления артиллерийским зенитным огнем. В начальный период Второй мировой войны прибор предcтaвлял собой чисто механическое устрайство, В которое вручную Вводились данные о цели (дальность, направление, скорость ветра и т. д.).
Затем конечные данные по управлению огнем могли быть считаны слимбов и переданы на орудия голосом или по телефону. Приборы управления огнем совершенствовались, и для передачи данных к орудиям стали использовать кабели. Первоначально данные считывались с лимбов и учитывались в управлении стрельбой. Позже начали применять систему «следуй за стрелкой» ИЛИ принцип считывания данных по расположению проблесковых ламп. Впоследствии уже при полной автоматизации процесса наводчику нужно было только следить за самой операцией.
Затем были расширены возможности передаци данных для решения иных задач, таких, как установка взрывателя. Большинство зенитных снарядов быт фугасного типа, действие которых основывалось на срабатывании взрывателя с последующим подрывом основного заряда при подлете к цели. Поражение летящей цели (с высокой долей вероятности) было не под силу фугасным снарядам.
Поскольку данные по цели могли измениться за время установки взрывателя, заряжания и произведения выстрела, требовалось сократить это время до минимума, что и было сделано посредством использования центрально управляемых механизмов автоматической установки взрывателей сначала на лафете, а затем и на латке заряжания, так что взрыватель устанавливался только в момент подачи снаряда в казенник.
На тот момент производство взрывателей бьло дорогостоящим процессом. В начале войны это в основном были примитивные часовые механизмы, но позже стали использовать электрические и даже электронные таймеры. Настоящий прорыв совершил дистанционный взрыватель. для которого корпус снаряда выступал в качестве радиолокационного передатчика. Сигналы, отраженные от цели, засекались взрывателем. Усиление сигнала до определенного уровня означало, что цель находится на убойной дальности. в этот момент снаряд детонировал. Применение дистанционных взрывателей делало самолеты- снаряды V-1 уязвимыми для артиллерии ПВО, которые и без того представляли идеальную цель для зенитчиков. V-1 летели по заранее установленному курсу с постоянной скоростью. не меняя высоты, до момента падения, поэтому, используя прибор управления огнем и дальномер, их несложно было поразить.
Читайте далее :Самолеты-снаряды Британия против V-I