Ж/д орудия и бронепоезда Второй мировой войны
Решив установить на ж/д платформу пушку береговой обороны обр. 93/96 французская армия во время Первой мировой войны широко использовала стволы 240-мм калибра. Французы поняли, что для этого потребуется более сложная конструкция станины, чем те, что использовались для менее мощных орудий этого калибра. В итоге обр. 93/96 был установлен на бортовой платформе, опирающейся на переднюю и заднюю трехосные тележки, снабженные устройствами для опускания платформы на ж/д пути для стрельбы. При перевозке 240-мм железнодорожная пушка обр. 93/96 и станина разбирались на три составляющие части.
Когда в Первую мировую войну Франция стала производить большое количество ж/д орудий, она использовала старые корабельные орудия из запасов производителей. Среди них были 274-мм и 285-мм пушки, некоторые из которых применялись и в начале Второй мировой войны. Целый ряд данных орудий с началом Второй мировой войны попал в руки немецкой армии. Однако в целом, на вооружении немцев данные пушки имели довольно узкое применение и использовались, главным образом, в качестве учебного вида орудий. Позже эти пушки были сняты с вооружения немецкой армии. Многие образцы данного орудия затем использовались в качестве мин для улучшения береговой обороны.
Как и в случае с французскими 320-мм орудиями, имелся целый ряд 340-мм корабельных пушек, модифицированных как ж/д орудия. Для пушки обр. 1912, существовало два типа станины. Первый тип установки, который необходимо рассмотреть, так называемый скользящий. При этом центральная секция станины просто опускается на рельсы или крепится на них так, чтобы силы отдачи воспринимались станиной, скользящей назад по рельсам. При том, что данный вид конструкции не вызывал никаких трудностей при производстве и использовании, существенным недостатком этой системы была невозможность регулировать угол горизонтального наведения орудия.
149-мм и 172,мм ж/д пушки К(Е) явились результатом программы 1936 года по созданию в короткие сроки современных железнодорожных орудий. Как и в аналогичных случаях, складированные «Круппом» стволы старых корабельных орудий U40 поместили на новые станины. Они позволяли сравнительно легким стволам со всеми вспомогательными узлами разворачиваться на 360· Усилия отдачи воспринимались мощными поддомкраченными укосинами, установленными с каждой стороны ж/д полотна. Когда в них не было необходимости, укосины поднимались вверх на шарнирах.
210-мм К (Е) было воплощением полномасштабного эксперимента в области внутренней и внешней баллистики. Конструкция орудия была заимствована у печально знаменитой «Парижской» пушки 1918 года, обстреливавшей Париж с расстояния до 116 км, но имевшей очень низкую скорость стрельбы. В действительности разработка 210-мм К12 (Е) была спровоцирована межведомственным соперничеством. «Парижская» пушка была проектом ВМС, и Управление артиллерии вермахта хотело создать подобное или лучшее орудие. После окончания войны в ноябре 1918 года работы по созданию пушки были приостановлены. В это время проверялись математические расчеты, связанные с конструированием сверхдальнобойной пушки.
В то время как прежние программы использовали для своих проектов уже существующие стволы и станины под них, 283-мм орудие К 5 (Е) было оригинальным и было создано в 1934 году фактически с нуля. Используя результаты теоретических исследований предшествующего десятилетия, «Крупп» представил ж/д орудие К 5 (Е), стреляющее большим снарядом и имеющее большую дальность стрельбы. После периода проведения тренировочных стрельб при использовании 150-мм калибра началось производство серии пушек для частей железнодорожных сил под названием 280-мм орудие К 5 (Е), конструкция которого считалась одной из лучших..
Создание самого мощного ж/ д орудия гитлеровской Германии. прозванного «Большой Густав», было инспирировано самим фюрером и обернулось чудовищной тратой драгоценных военных ресурсов. Крупповские инженеры взялись за работу в 1937 году. Только через три года ствол был готов для стендовых испытаний. Еще через два года орудие было собрано. К тому времени линия Мажино уже давно находилась на оккупированной территории Франции. Была еще английская крепость на Гибралтаре, но испанский диктатор Франко отказался поддержать Гитлера. Осаждала город 11-я армия вермахта во главе с генерал полковником фон Манштейном. Ее поддерживали бомбардировщики и бронепоезд, в месте с 6ОО-мм самоходной мортирой «Тор».
Бронепоезда стали приоритетным направлением В производстве военной техники сразу же после начала перевооружения новой германской армии в начале 30-х годов. Их значение постоянно росло, и к 1943 году на вооружении армии Германии стояло 80 таких поездов. После 1941 года практически все они воевали на Восточном фронте. Бронепоезда должны были действовать в первую очередь против партизан на бескрайних российских равнинах, для чего они были снабжены самым разнообразным вооружением. Основой каждого поезда было не-сколько двухосных вагонов с бронированными по бокам.
Бронепоезда состояли на вооружении Королевской армии с 1894 года. Однако в 1940 году, несмотря на некоторый опыт, приобретенный во время боевых действий во Франции и Бельгии в Первую мировую войну, по ряду причин их не смогли применить эффективно. Срочно проведенный анализ показал их перспективность для обороны побережья Великобритании Был принят стандартный тип бронепоезда, а его вооружение и бронирование было в основном импровизационным, на базе имеющихся возможностей и складских запасов. Работы выполнялись и В железнодорожныx мастерских, и на военных предприятиях.
Применение бронепоездов как одного из методов боевых действий было характерным для России еще со времен гражданской войны 191В-1922 годов. Ведь только ж/д состав мог достаточно быстро преодолевать большие расстояния. Для сражающихся сторон бронепоезда давали возможность перебрасывать на большие расстояния войска и технику для усиления фронта или создания мобильного резерва для защиты внутренних коммуникаций от внезапных рейдов внешних и внутренних противников. После 60льшевистской революции 1917 года бронепоезда оставались важнейшим оружием..
Когда в 1915 году армии Великобритании потребовались железнодорожные орудия, выбор сразу пал на хорошо показавшую себя 9,2-дюймовую пушку береговой обороны. Для нее имелись не только готовые производственные мощности, но и надежные поставщики снарядов. И, что было более важным в тот период, на службе было достаточно опытных артиллеристов, хорошо знакомых с этим орудием и всеми его особенностями и недостатками. К сожалению, срочность практической реализации проекта привела к появлению большого количества импровизированных сочетаний орудия со станиной.
История 12 -дюймовых ж/д гаубиц в целом повторяет сказанное о 7,6-дюймовых пушках; только она проще, что касается периода Первой мировой войны. Первая модель была выпущена на ж/д платформе Mk 1 фирмой «Викерс Элсвик»; вследствие выявленных боевых ограничений ее вскоре заменила Mk 3 и, наконец, Mk 5 . Теоретически Mk 3 имела траверс 360· , а на практике могла разворачиваться только на 20· по обе стороны осевой линии. Mk 5 делала полный разворот, но для устойчивости орудия во время стрельбы по флангам желательно было ставить опорные укосины.Станины гаубиц Конструктивно они состояли из двух двухосных тележек, расположенных спереди и сзади.
История 13,5 -дюймовых ж/д орудий начинается в 1916 году, когда было решено поставить стволы 14-дюймовых морских орудий на ж/д платформы со станинами нового типа, что должно было позволить оснастить Британский экспедиционный корпус во Франции действительно мощным дальнобойным орудием такого же типа, какой начал поступать на вооружение французской армии. Эти стволы были взяты из партии, предназначавшейся для экспорта в Японию, и установлены на станины на заводе «Элсуик» В Ньюкасле в конце 1917 года . В начале 1918 года первые две установки были отравлены во Францию, где служили до окончания войны и отлично себя показали.