Легкие танки

ЛЕГКИЙ ТАНК МС-1 (Т-18)
[Читать далее →]
Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 года. Он стал первым отечественным танком, поставленным на крупносерийное производство на ленинградском заводе «Большевик» в конце 1928 года. Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка М. Его корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни устанавливались под сравнительно большими углами к вертикальной плоскости и соединялись заклепками.
ТАНКЕТКА Т-27
[Читать далее →]
ТАНКЕТКА Т-27 — Уже в ходе первой мировой войны, помимо тяжелых танков, предназначенных для прорыва укрепленных полос, появилась потребность в более легких и быстроходных машинах, способных сопровождать пехоту и кавалерию при дальнейшем развитии операции уже в глубине обороны противника. Первыми образцами таких машин стали французский «Рено» FT-17 и английский Мк А «Уиппет». Помимо развития быстроходных легких танков дальнего действия появилась необходимость в малом сверхлегком танке для разведки и связи — танкетке.
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26 — Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР», конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. По тогдашним понятиям, им должен был стать легкий танк, дешевый в производстве, простой в обслуживании. Образцом послужил приобретенный закупочной комиссией И. А. Халепского английский танк «Виккерс 6-тонный» («Виккерс» Е), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию.
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ-2
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ-2 — После установки на шасси танка Кристи специально разработанной башни с вооружением, новый танк в 1931 году был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серию под обозначением БТ-2. 7 ноября 1931 года первые три машины показали на параде в Харькове, а не в Москве, как это было принято считать. До 1933 года было построено 623 БТ-2.
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ- 5
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ- 5 — Во второй половине 1933 года в танковом цехе Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна БТ-2 сменил новый вариант — БТ-5. Последний являлся, по существу, все тем же БТ-2, но с совершенно новой башней, в которой устанавливалась 45-мм танковая пушка образца 1932 года с дублированным оптическим прицелом (телескопический и перископический). На танке установили командирскую радиостанцию. В 1933-1934 годах было выпущено 1884 танка БТ-5.
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-37
[Читать далее →]
Танк Т-37 был разработан в 1933 году на основе использования агрегатов автомобиля ГАЗ-АА (Форд-АА) на заводе № 37 имени Г. К. Орджоникидзе (г. Москва) под руководством Н. Н. Козырева и принят на вооружение РККА постановлением Совета труда и обороны (СТО) СССР 11 августа 1933 года. При проектировании машины был учтен опыт создания опытных плавающих танков Т-41 (завод № 37) и Т-43 (ОКМО, который в 1932 году входил в состав завода № 174 имени К. Е. Ворошилова). Танк Т-37 был выпущен небольшой партией и явился переходным образцом к серийному танку Т-37А.
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-37А
[Читать далее →]
Танк Т-37А отличался от Т-37 незначительным усилением броневой защиты, измененной компоновкой агрегатов и формой кормовой части. Для обеспечения плавучести танк был оснащен дополнительными поплавками, которые размещались на надгусеничных полках вдоль бортов корпуса. Новая машина имела несколько большие габариты и массу, изменилась конфигурация верхней части башни и подбашенной коробки. В конструкции применены автомобильные двигатель, сцепление (главный фрикцион), коробка передач, главная передача.
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ- 7
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ- 7 — Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5 завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-техническими условиями на новую машину предусматривалась установка на нем двигателя М-17 (более надежного, чем применявшийся ранее М-5), полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой.
ЛЕГКИЙ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТАНК БТ-7А
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТАНК БТ-7А — Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера с 76-мм пушкой КТ-26 образца 1927-1932 годов и тремя пулеметами ДТ, один из которых располагался в шаровой установке справа от пушки, второй — в дверке ниши и третий — в зенитной установке П-40. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов (на танке с радиостанцией — 40) и 3339 патронов. В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-30 и Ф-32.
ЛЕГКИЙ ТАНК БТ- 7М
[Читать далее →]
С декабря 1939 года начался выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти неотличимого от БТ-7. Жесткость корпуса БТ-7М повысили за счет установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время параллельно с Т-34. Всего же с 1935 по 1940 год было изготовлено 4881 танк БТ-7 и БТ-7А; 706 — БТ-7М. Интересно отметить, что 163 БТ-7 получили войска НКВД.
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-40
[Читать далее →]
Легкий плавающий танк Т-40 был разработан в 1939 году на заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова и предназначался для замены в войсках танков Т-37А и Т-38. Корпус Т-40 изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. Остойчивость танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса — поплавки отсутствовали. В нижней части кормы корпуса находилась ниша для установки четырехлопастного винта и двух водоходных рулей.
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-30
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-30 — На модификации Т-30 отсутствовала ниша для винта — кормовой лист корпуса был прямым. В остальном водоизмещающий корпус остался без изменений, но максимальная толщина брони возросла до 15 мм. Боекомплект пушки довели до 750 выстрелов. Следует, однако, отметить, что все три варианта танка в войсках по-прежнему именовались Т-40. Не разделялись они и в статистической отчетности, поэтому указать, сколько было изготовлено танков того или иного варианта, не представляется возможным. Всего же промышленность выпустила 709 танков Т-40.
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-50
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-50 — В 1939 году на Ленинградском заводе опытного машиностроения имени С. М. Кирова (завод № 185) бригадой конструкторов под руководством С. А. Гинзбурга велось проектирование легкого танка сопровождения пехоты «СП». В 1940 году этот танк — «объект 126» (или Т-126СП, как его чаще называют) — был построен. По своей броневой защите он соответствовал среднему танку Т-34 — его корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 45 мм, днище и крыша — толщиной 20 мм. Лобовые, верхние бортовые и кормовые листы корпуса имели угол наклона 40-57 градусов.
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60
[Читать далее →]
Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного конструктора завода № 37 Н. А. Астрова в августе 1941 года как сухопутный вариант машины класса Т-40. Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк приняли на вооружение, и уже 15 сентября первые серийные боевые машины покинули заводские цеха. Корпус Т-60 изготавливался из катаных броневых листов, соединяемых сварными швами. При этом лобовым листам придавался большой угол наклона.
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-70
[Читать далее →]
Танк Т-70 был разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством Н. А. Астрова и предназначался для замены легкого танка Т-60. В январе 1942-го после показа первого опытного образца И. В. Сталину танк приняли на вооружение Красной Армии. С марта на ГАЗе началось его серийное производство (сначала параллельно с Т-60).
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-80
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ТАНК Т-80 — Недостаточная численность экипажа танка Т-70 (два человека: командир, он же наводчик и заряжающий, и механик-водитель) чрезвычайно затрудняла управление танком и ведение огня. Кроме того, войска требовали машину для сопровождения пехоты при ведении боев в городе с возможностью стрельбы по верхним этажам зданий. Все это послужило предпосылкой создания нового легкого танка Т-80 с экипажем в три человека и большим углом возвышения 45-мм танковой пушки (до 65 градусов).
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76
[Читать далее →]
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76 — В 1951 году на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965–1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-38
[Читать далее →]
Танк Т-38 был разработан в 1935 году на заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова с учетом характеристик предшествующих танков Т-37А и отличался от них в основном размерами и компоновкой. Машина была принята на вооружение РККА постановлением СТО СССР 29 февраля 1936 года и находилась в серийном производстве в 1936, 1937 и 1939 годах на заводах № 37 и ГАЗ. Фактически танк являлся модернизированным образцом танка Т-37А.

Выше