Тип «Гневный» (проект 57-бис)

Заложены как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, а после модернизации – в БПК. Необходимостъ дорогостоящей модернизации была вызвана низ кой эффективностью ПКР КСЩ.

Гневный

Заводской № 1401. 16.11.1957 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 17.12.1957 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 30.11.1958 г., вступил в строй 10.1.1960 г. и 22.8.1960 г. включен в состав ЧФ, 21–26.1.1967 г. и 9–15.1.1969 г. нанес визиты в Массауа (Эфиопия), 15–20.10. 1968 г. и 20–25.4.1972 г. – в Касабланку (Марокко), 2–7. 1.1969 г. – в Аден (Южный Йемен), 5–9.4.1969 г. – в Найроби (Маврикий), 22–27.11.1975 г. – в Бомбей (Индия) и 25–30.8.1976 г. – в Ванкувер (Канада). 1–31.6.1967 г. и 1.4–31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 5–30.6.1967 г. – вооруженным силам Сирии. 13.3.1969 г. перечислен в состав КТОФ. В период с 1972 г. по 30.12.1973 г. модернизирован, перестроен в Николаеве по проекту 57-А и 7.3.1974 г. переклассифицирован в БПК. 8.4.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.7.1988 г. расформирован.

Гремящий, с 25.8.1988 г. – ОС-315

Заводской № 771. 17.12.1957 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.2.1958 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 30.4.1959 г., вступил в строй 30.6.1960 г. и 19.12.1960 г. включен в состав СФ. В период с 1966 г. по 29.12.1968 г. модернизирован, перестроен в Ленинграде по проекту 57-А и 20.1.1969 г. переклассифицирован в ВПК. 14–27.5.1970 г. нанес визиты в Гавану и Сьенфуэгос (Куба), 10–15.9.1971 г. – в Осло (Норвегия) и 21–26.9.1971 г. – в Роттердам (Голландия). В 1971 г.,находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 17.7.1987 г. выведен из боевого состава, разоружен и переклассифицирован в ОС, а 2.10.1991 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и в 1994 г. продан частной фирме Индии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7.

Упорный, с 27.1.1992 г. – ПКЗ-12

Заводской № 1402. 9.4.1958 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 14.10.1959 г., вступил в строй 3.12.1960 г. и 20. Т2.1960 г. включен в состав ТОФ. В период с 26.12.1967 г. по 22.3.1968 г. прошел на «Дальзаводе» во Владивостоке капитальный ремонт, а в период с 7.2.1977 г. по 3.2.1978 г. модернизирован, перестроен там же по проекту 57-А и 3.8.1977 г. переклассифицирован в ВПК. В1969 г. при несении боевой службы в Индийском океане совершил деловые заходы в Занзибар (Танзания), Мале (Мальдивские острова), Умм-Каср (Ирак), Бендер-Аббас (Иран) и Берберу (Сомали). 24.6.1991 г. выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ПКЗ, а 29.6.1993 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

Жгучий

Заводской № 772. 9.4.1958 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.6.1958 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 14.10.1959 г., вступил в строй 23.12.1960 г. и 3.1.1961 г. включен в состав СФ. В период с 6.2.1967 г. по 10.1.1969 г. модернизирован, перестроен в Ленинграде по проекту 57-А и 21.10.1969 г. переклассифицирован в БПК. 1.1–31.12.1970 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10–15.9.1971 г.и 10–15.10.1977 г.нанесвизитывОсло (Норвегия), 21–26.9.1971 г. – в Роттердам (Голландия), 12–17.5.1975 г. – в Бостон (США) и 24–29.5.1977 г. – в Шербур (Франция). 30.7.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 6.8.1987 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Испании для разделки на металл.

Гордый

Заводской № 90. 17.12.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в мае 1959 г. заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен 24.5.1960 г., вступил в строй 6.2.1961 г. и 15.11.1961 г. включен в состав ТОФ. 28–31.3.1968 г. нанес визит в Мадрас и 3–6.4.1968 г. – в Бомбей (Индия). В 1973–1975 гг. модернизирован, перестроен на «Дальзаводе» во Владивостоке по проекту 57-А и 20.6.1975 г. переклассифицирован в БПК, а 30.7.1987 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 9.8.1987 г. расформирован и впоследствии потоплен в Беринговом море у берегов Камчатки в качестве мишени при обеспечении отработки практических ракетных стрельб.

Бойкий

Заводской № 1403. 2.4.1959 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 8.7.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 15.12.1959 г., вступил в строй 26.6.1961 г. и 14.10.1961 г. включен в состав ЧФ. В период с 23.10.1970 г. по 6.4.1973 г. модернизирован, перестроен в Николаеве по проекту 57-А и 2.11.1972 г. переклассифицирован в БПК. 8.6.1970 г. перечислен в состав КСФ. 6–11.8.1966 г. нанес визит в Александрию (Египет), 15–20.2.1969 г. – в Конакри (Гвинея), 5– 10.3.1969 г. – в Лагос (Нигерия), 12–17.11.1974 г. – в Осло (Норвегия) и 12–17.5.1975 г. – в Бостон (США). 9.2.1988 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 17.7.1988 г. расформирован, а в 1989 г. продан частной фирме Испании на слом, но при буксировке из Кольского залива в Эль-Фероло попал в сильный шторм и был выброшен на прибрежные камни у берегов Северной Норвегии.

Зоркий

Заводской № 773. 9.4.1958 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.4.1959 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 30.4.1960 г., вступил в строй 30.9.1961 г. и 14.10.1961 г. включен в состав КБФ. В период с 29.5.1969 г. по 31.12.1971 г. модернизирован, перестроен в Ленинграде по проекту 57-А и 27.10.1971 г. переклассифицирован в БПК. В период с 10.2.1984 г. по 27.2.1987 г. прошел в Мурманске капитальный ремонт. 12–17.11.1974 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 12–17.4.1979 г. – в Бисау (Гвинея-Бисау). 1.6.1992 г. переклассифицирован в СКР, 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.

Дерзкий

Заводской № 774. 9.4.1958 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.10.1959 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 4.2.1960 г., вступил в строй 30.12.1961 г. и 12.1.1962 г. включен в состав СФ. В период с 20.11.1967 г. по 22.4.1972 г. модернизирован, перестроен в Ленинграде по проекту 57-А и 20.10.1970 г. переклассифицирован в БПК. 4–9.8.1973 г. нанес визит в Гавану (Куба). 7.8.1977 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой, 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, а 1.10.1990 г. расформирован и превращен в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений.

Храбрый, с 25.1.1969 г. – ЭНС-73

Заводской № 91. 9.4.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и в 1959 г. заложен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре, спущен в 1961 г., но 1.7.1963 г. снят со строительства и законсервирован, 25.1.1969 г. переформирован в энергетическое судно, а 11.3.1982 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.

Тактико-технические характеристики тип «Гневный» (проект 57-бис)
Водоизмещение полное, т 4192
Водоизмещение стандартное, т 3500
Длина, м 138,9
Ширина, м 14,84
Осадка, м 4,47
Мощность силовой установки, л.с. 2 x 42500
Скорость хода максимальная, узлов 34,5
Скорость хода экономическая, узлов 18
Дальность плавания экономическим ходом, миль 3000
Экипаж, чел. 290
Из них офицеров, чел. 20

Вооружение: 2 х 1 ПУ ПКРК СМ-59 (12–16 ракет КСЩ) 4 х 4 57-мм орудия ЗИФ-75, 2 х 2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 1 вертолет Ка-15.

Тактико-технические характеристики Проект 57-А
Водоизмещение полное, т 4500
Водоизмещение стандартное, т 3500
Длина, м 140,6
Ширина, м 14,84
Осадка, м 4,65
Мощность силовой установки, л.с. 2 x 42500
Скорость хода максимальная, узлов 32
Скорость хода экономическая, узлов 18



Источники информации

Электронная энциклопедия «Военная Россия»

3 комментариев

3 Comments

  1. Александр Кибкало

    2009-04-20 at 22:39

    БПК Жгучий в 1979 -80 году выполнял задачи боевой службы в течение 9-ти месяцев в центральной и южной Атлантике. Обеспечивал боевую устойчивость и противовоздушную оборону столицы Анголы, города Луанды в период агрессии ЮАР и гражданской войны. С деловым заходом посетил Гвинею -порт Конакри и республику Бенин. Обеспечил безопасность рыбного промысла советских судов у берегов Западной Сахары. Оказал помощь терпевшему бедствие в океане кубинскому рыболовному судну «ПАРГО». Экипаж Жгучего произвел ремонт муфты линии вала у ПАРГО и дозаправил судно соляркой. Командир Жгучего А.А. Кибкало. Командир оперативной бригады — С.С. МАзитов

    • Александр Кибкало

      2010-11-13 at 22:39

      В этом году исполняется 30 лет 9-ти месячного дальнего плавания БПК «Жгучий» — самого проддолжительного плавания для кораблей этого проекта.

  2. Михаил

    2012-01-13 at 06:46

    А разве не ПРОЗОРЛИВЫЙ нес БС 9 месяцев с 1979 по 1980 а потом его сменил ЖГУЧИЙ.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше