Тип «Комсомолец Украины» (проект 61)

Первые в мире крупные боевые корабли с газотурбинной энергетической установкой. До 19.5.1966 г. относились к классу СКР. 6 кораблей переоборудованы по проекту 61-М/61-МП («Сдержанный» достроен, а «Огневой», «Славный», «Смелый», «Смышленый» и «Стройный» модернизированы) и 28.6.1977 г. переклассифицированы в большие ракетные корабли, но 14.10.1980 г. возвращены в класс БПК. «Проворный» перевооружен ЗРК «Ураган» и новыми РЛС (проект 61-Э). В январе 1992 г. оставшиеся в строю корабли вновь стали СКР.

Комсомолец Украины (до 9.10.1962 г. – СКР-25

Заводской № 1701. 15.9.1959 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 10.11.1959 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.12.1960 г., вступил в строй 31.12.1962 г. и 23.11.1964 г. включен в состав ЧФ. 18–25.6.1964 г. и 26–30.10.1987 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 8–13.5.1970 г. – в Алжир, 18–22.11.1986 г. – в Пирей (Греция), 17– 21.11.1987 г. – в Тунис и 28.6–2.7.1989 г. – в Стамбул (Турция). 5–30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 23.5.1977 г. по 7.8.1979 г. прошел на «Севмор-заводе» в Севастополе капитальный ремонт, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1992 г. расформирован.

Сообразительный (до 21.3.1963 г. – СКР-44

Заводской № 1702. 20.7.1960 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 25.9.1961 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 4.11.1961 г., вступил в строй 26.12.1963 г. и 23.11.1963 г. включен в состав ЧФ. 18–25.6.1964 г. нанес визит в Сплит (Югославия), 12–15.8.1967 г. – в Варну (Болгария), 29.1–4.2.1968 г. – в Котор и Зеленину (Югославия), 20–27.7.1969 г. – в Гавану (Куба), в мае 1974 г. – в Тунис и 26–30.9.1985 г. – в Корк (Ирландия). 1 -31.6.1967 г. и 1.1 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 1.10.1976 г. по 28.11.1978 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 6.8.1982 г. перечислен в состав КСФ. 1.10.1988 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 3.7.1992 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 23.10.1992 г. расформирован и в 1994 г. продан частной фирме И^дии для разделки на металл. В период службы носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ проекта 7-У ЧФ.

Проворный (до 1.10.1964 г. – СКР-37

Заводской № 1703. 10.2.1961 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и, 23.3.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 17 .4.1962 г., вступил в строй 25.12.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в! состав ЧФ. 1–31.6.1967 г., 1.1–31.12.1968 г. и 5 -24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 2–7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция). В период с 23.3.1974 г. по 3.4.1975 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе и 5.11.1976 г. отнесен к проекту 61 -Э, а в период с 1.2.1977 г. по 20.11.1978 г. и с 1.4.1987 г. по 21.3.1988 г. прошел капитальный ремонт. 21.8.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1990 г. расформирован.

Огневой (до 1.10.1964 г. – СКР-31

Заводской № 751. 9.5.1962 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 27.8.1962 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 31.5.1963 г., вступил в строй 31.12.1964 г. и 21.1.1965 г. включен в состав КБФ. В период с 5.2.1971 г. по 12.10.1971 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, после чего перечислен в состав КСФ, а в период с 1.2.1980 г. по 3.12.1982 г. прошел в Кронштадте капитальный ремонт. 31.10–4.11.1975 г. нанес визит в Лагос (Нигерия) и в феврале 1985 г. – в Фритаун (Сьерра-Леоне). 25.4.1989 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1989 г. расформирован.

Образцовый (до 1.10.1964 г. – СКР-2

Заводской № 752. 29.7.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 29.1.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 23.2.1964 г., вступил в строй 29.9.1965 г. и 2.11.1965 г. включен в состав ДКБФ. 21–26.6.1967 г. и 27–30.6.1980 г. нанес визиты в Гдыню (Польша), 3–9.10.1969 г. – в Росток и Варнемюнде (ГДР), 8–13.5.1970 г. – в Шербур (Франция), 24–29.6.1974 г. – в Хельсинки (Финляндия), 5–9.10.1974 г. – вновь в Росток и 28.5–1.6.1976 г. – в Портсмут (Великобритания), а в январе 1971 г. совершил деловой заход в Фритаун (Сейшельские острова). 29.6–10.7.1970 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 8.9.1972 г. по 15.3.1973 г. и с 13.4.1977 г. по 10.11.1984 г. прошел в Кронштадте и Лиепае капитальный ремонт. 25.8.1988 г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.2.1994 г. расформирован.

Одаренный

Заводской № 753. 22.1.1963 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде и 12.8.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 11.9.1964 г., вступил встрой 30.12.1965 г. и 11.1.1966 г. включен в состав КСФ. Летом – осенью 1966 г. по Севморпути совершил переход из Кольского залива во Владивосток и 8.10.1966 г. перечислен в состав КТОФ. 18–23.11.1976 г. нанес визит в Басру (Ирак), 1 -5.12.1976 г. – вБендер-Аббас (Иран), 20–24.1.1977 г. – в Мапуту (Мозамбик), 10–14.3.1977 г. – в Порт-Луи (Маврикий) и 16 -19.10.1980 г. – в Кочин (Индия). 4.7.1987 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 19.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.8.1990 г. расформирован.

Отважный (до 17.2.1965 г. – Орел

Заводской № 1704. 3.7.1963 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.8.1963 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 17.10.1964 г., вступил в строй 31.12.1965 г. и 25.1.1965 г. включен в состав КЧФ. 5–30.6.1967 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 10–14.7.1967 г. нанес визит в Порт-Саид (Египет), 15– 19.10.1973 г. – в Таранто и 19– 22.10.1973 г. – в Мессину (Италия). 30.8.1974 г. затонул у берегов Крыма в районе Севастополя в результате повара в кормовом ракетном погребе и 12.11.1974 г. исключён из состава ВМФ.

Славный

Заводской № 754. 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 24.4.1965 г., вступил встрой 30.9.1966 г. и 17.10.1966 г. включен в состав ДКБФ. 28–29.10.1967 г., 3–9.10.1969 г. и 23–28.10.1987 г. нанес визиты в Росток (ГДР), 17–22.8.1971 г. – в Копенгаген (Дания), 11 -15.10.1985 г. – в Гавану (Куба), 18–23.7.1987 г. – в Гдыню и 19–24.7.1988 г. – в Щецин (Польша). 14.6–29.7.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. В период с 6.12.1973 г. по 4.12.1975 г. модернизирован в Ленинграде по проекту 61-М, 15.12.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 19.2.1991 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1991 г. расформирован.

Стройный

Заводской № 1705. 20.3.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 24.5.1965 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 28.7.1965 г., вступил в строй 15.12.1966 г. и 30.12.1966 г. включен в состав КСФ. 25–28.10.1969 г. нанес визит в Рейкьявик (Исландия). В период с 28.5.1971 г. по 19.2.1972 г. прошел капитальный ремонт, а в период с 28.12.1975 г. по 14.7.1981 г. модернизирован в Николаеве и 6.11.1980 г. отнесен к проекту 61-МП. С 19.1.1990 г. вновь находился в капитальном ремонте в Мурманске, но 12.4.1990 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.1.1991 г. расформирован.

Стерегущий

Заводской № 755. 9.7.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.7.1964 г. заложен на заводе имени А.А. Жданова (Северная верфь) в Ленинграде, спущен 20.2.1966 г., вступил в строй 21.12.1966 г. и 7.1.1967 г. включен в состав КТОФ. 17–24.3.1968 г. нанес визит в Мадрас, 3–6.4.1968 г. – в Бомбей (Индия), 17–24.4.1968 г. – в Могадишо (Сомали), 11–19.5.1968 г. – в Умм-Каср и Басру (Ирак), 25.5–2.6.1968 г. – в Карачи (Пакистан), 5–9.6.1968 г. – в Бендер-Аббас (Иран), в июне 1968 г. – в Аден (Южный Йемен) и 6–11.7.1968 г. – в Коломбо (Шри Ланка. 31.12.1978 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован.

Красный Кавказ

Заводской № 1706. 25.11.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1964 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 9.2.1966 г., вступил в строй 25.9.1967 г. и 13.10.1967 г. включен в состав КЧФ. 1 -31.6.1967 г. и 1.1 -31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и 5–24.10.1973 г. – вооруженным силам Сирии. 2–7.7.1973 г. нанес визит в Марсель (Франция), 20–25.11.1974 г. – в Латакию (Сирия), 10–14.8.1984 г. – в Варну (Болгария), 12–16.8.1985 г. и 17–21.11.1987 г. – в Тунис, 20–24.10.1986 г. – в Гавану (Куба) и 24–28.6.1991 г. – в Тулон (Франция). В период с 10.3.1981 г. по 19.7.1984 г. прошел в Севастополе капитальный ремонт. В момент зачисления удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследованного от одноименного КРЧФ.

Решительный

Заводской № 1707. 25.6.1965 г. заложен на заводе имен и 61 коммунара в Николаеве, спущен 30.6.1966 г. и 24.1.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 г. и 11.1.1968 г. включен в состав КЧФ. 1–31.6.1967 г. и 1.4–31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9–12.8.1969 г. нанес визит в Варну (Болгария), 14–18.12.1971 г. – в Латакию (Сирия), 6–9.10.1978 г. – в Мессину (Италия) и 16–20.11.1978 г. – в Стамбул (Турция). 1.11.1989 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой.

Смышленый

Заводской № 1708. 15.8.1965 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 22.10.1966 г. и 1.7.1967 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.9.1968 г. и 21.10.1968 г. включен в состав КСФ. 31.10. -9.11.1971 г. нанес визит в Гавану (Куба), 10–14.5.1978 г. – в Бордо (Франция) и 25–30.5.1987 г. – в Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи). В 1975–1977 гг. модернизирован в Николаеве по проекту 61-М, а 22.2.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.6.1993 г. расформирован.

Строгий

Заводской № 1709. 22.2.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 29.4.1967 г. и 12.1.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 24.12.1968 г. и 8.1.1969 г. включен в состав КТОФ. 7–15.12.1969 г. нанес визиты Берберу, Могадишо и Кисмаю (Сомали), 4–8.2.1972 г. – в Массауа (Эфиопия), 2–7.6.1978 г. – в Викторию (Сейшельские острова), 5–10.11.1978 г. – в Хайфон (Вьетнам) и 22–26.6.1985 г. – в Мапуту (Мозамбик). 1.11.1990 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, а 30.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа иреализации и 11.2.1994 г. расформирован.

Сметливый

Заводской № 1710. 15.7.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 26.8.1967 г. и 15.6.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 25.9.1969 г. и 21.10.1969 г. включен в состав КЧФ. 6–12.3.1973 г. нанес визит в Латакию (Сирия), 26.9–1.10.1973 г. – в Сплит (Югославия), 9–13.8.1974 г. – в Варну (Болгария) и 26.6–1.7.1980 г. – в Тунис. 19.2.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт.

Смелый

Заводской № 1711. 15.11.1966 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 6.2.1968 г. и 20.12.1968 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.12.1969 г. и 9.1.1970 г. включен в состав КЧФ. 17–22.9.1976 г. нанес визит в Мессину (Италия), 8–13.4.1978 г. – в Алжир и 13–18.4.1979 г. – в Риеку (Югославия). В 1976–1977 гг. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе попроекту 61 -М. В период с 17.12.1982 г. по 30.1.1985 г. прошел в Риге капитальный ремонт, после чего перечислен в состав ДКБФ, а 19.1.1988 г. передан в аренду ВМС Польши с переименованием в «Warszawa» и 5.3.1988 г. исключен из состава ВМФ»СССР.

Красный Крым

Заводской № 1712. 23.2.1968 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 28.2.1969 г. и 9.2.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 15.10.1970 г. и 20.10.1970 г. включен в состав КЧФ. 15–19.5.1971 г. и 1–29.2.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 3–7.7.1975 г. нанес визит в Тулон (Франция), 14–19.10.1976 г. – в Сплит (Югославия), 5–9.8.1977 г. – вКонстанцу (Румыния), 12–16.8.1985 г. – в Тунис и 11–14.6.1990 г. – в Таранто (Италия). В период с 6.10.1978 г. по 28.8.1983 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. 1.6.1992 г. переклассифицирован в СКР, а 24.6.1993 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 11.2.1994 г. расформирован. С30.6.1970 г. носил гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного крейсера ЧФ.

Способный

Заводской № 1713. 10.3.1969 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, спущен 11.4.1970 г. и г. зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй г. и 27.10.1–971 г. включен в состав КТОФ. 20–24.12.1973 г. нанес визит в Порт-Луи (Маврикий) и 25–30.8.1976 г. – в Ванкувер (Канада). 30.7.1987 г. поставлен в Севастополе на капитальный ремонт. 3.7.1992 г. был исключен из состава ВМФ в связи с предстоящей передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, но 29.10.1992 г. оставлен в составе КЧФи 20.11.1993 г. передан «Севморзаводу» имени С.Орджоникидзе (г. Севастополь) в счет уплаты долгов ВМФ предприятию.

Скорый

Заводской № 1714. 20.4.1970 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве и 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 26.2.1971 г., вступил в строй г. и 31.10.1972 г. включен в состав КЧФ. 12–17.5.1975 г. нанес визиты в Сплит (Югославия), 14–19.10.1974 г. – в Порт-Луи (Маврикий), 19–23.11.1974 г. – в Дакар (Сенегал) и 20–25.10.1978 г. – в Пи-рей (Греция). 5–24.10.1973 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии, 23.7–22.9.1974 г. – Египта, а 4.8–14.10.1974 г. обеспечивал боевое траление в Суэцком заливе. В период с 30.7.1982 г. по 16.9.1985 г. прошел на «Севморза-воде» в Севастополе капитальный ремонт.

Сдержанный

Заводской № 1715. 20.10.1970 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.3.1971 г. заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве, достраивался по проекту 61-М, спущен 29.2.1972 г., вступил в строй 30.12.1973 г. и 7.2.1974 г. включен в состав КЧФ. 12–17.5.1976 г. нанес визит в Триполи (Ливия). В период с 31.10.1985 г. по 12.10.1987 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт.

Тактико-технические характеристики тип «Комсомолец Украины» (проект 61)
Водоизмещение полное, т 4390
Водоизмещение стандартное, т 3400
Длина, м 144
Ширина, м 15,8
Осадка, м 4,6
Мощность силовой установки, л.с. 4 х 18000
Скорость хода максимальная, узлов 34
Скорость хода экономическая, узлов 18
Дальность плавания экономическим ходом, миль 3500
Экипаж, чел. 266
Из них офицеров, чел. 22

Вооружение: 2 x 2 ПУ ЗРК «Волна», 2 x 2 76,2-мм АК-726 орудия, 1 x 5 533-м ТА, 2 x 12 РБУ-6000 (90 РГБ-60), 2 РБУ-1000 (24 РГБ-10), 1 вертолет Ка-25.

Тактико-технические характеристики тип «Сдержанный» (проект 61-М и 61-МП)
Водоизмещение полное, т 4974
Водоизмещение стандартное, т 4010
Длина, м 146,2
Ширина, м 15,8
Осадка, м 4,84
Мощность силовой установки, л.с. 4 x 18000
Скорость хода максимальная, узлов 32
Скорость хода экономическая, узлов 18
Дальность плавания экономическим ходом, миль 4000
Экипаж, чел. 320
Из них офицеров, чел. 29

Вооружение: 4 x 1 ПУ ПКРК П-15М (4 ракеты), 2 x 2 ПУ ЗРК «Волна» (16 ракет), 2 x 2 76,2-мм АК-726 и 4 x 6 30-мм АК-630М орудий, 1 x 5 533-мм ТА, 2 x 12 РБУ-6000 (96 РГБ-60), 1 вертолет Ка-25.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

1 комментарий

1 комментарий

  1. Валерий

    2009-07-14 at 10:53

    Тип «Комсомолец Украины» (проект 61): 4-й слайд — авианесущий крейсер

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выше
Текст перед ссылками: hydraruzxpnew4af union зеркала ; Разделитель ссылок: строительство проекты Каменных домов на семью из семи человек Текст после ссылок: